Статьи5 мин.

Главные события августа в мире транспорта: о чём писали в «Циклисте»

О чём писали в первом журнале Москвы, посвящённом транспорту

© rusneb.ru

Конец XIX века был переходным периодом от конных повозок к личным транспортным средствам. В России тогда практически не было автомобилей, зато уже начали появляться велосипеды, которые достаточно быстро завоевали сердца столичных жителей. А, так как интернета и телевидения тогда не было, популярностью пользовались печатные издания. И одним из крупнейших из них был «Циклист», издававшийся в Москве. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция quto.su смогла ознакомиться с содержанием номера, который увидел свет 26 августа 1895 года.

Одной из главных тем номера авторы выбрали использование велосипедов или, как они тогда назывались, самокатов, в военном деле. Педальный транспорт 128 лет назад пользовался особой популярностью у молодёжи, что значительно упрощало военную подготовку подлежащих призыву парней. Ну а немалую часть нагрузки на бюджет снимало то, что многие будущие солдаты прибывали по месту службы на своих личных велосипедах.

«Из имеющихся данных оказывается, что у нас уже существуют общества велосипедистов более чем в 70 городах, в числе которых петербургское и московское общества насчитывают в своем составе более 1 000 человек», — говорится в журнале.

Подсчитано, что минимальный комплект двухколёсной техники должен включать переданный в собственность офицерский велосипед, а также 4 казённых и от 2 до 4 купленных на «хозяйственные» средства экземпляров. Если призывники прибывают в часть со своими «самокатами», то это может считаться отличным бонусом для любой военной части.

© rusneb.ru

В статье отмечается, что для единовременной закупки казённых велосипедов в полка гвардии, гренадёров, резервных и крепостных полков, потребуется потратить около 200 000 рублей. При этом эксперты уверены, что военное министерство может значительно уменьшить затраты, если заключит крупный контракт с одним из европейских производителей напрямую.

Хороший самокат, при опытности ездока, может принести незаменимую услугу в деле производства рекогносцировок, в подтверждение чего позволю себе кратким очерком описать случай личной рекогносцировки на велосипеде в районе, предполагавшегося большого смоленского манёвра в 1894 году.

Разведчику было 42 года, при нём помощником служит 22-летний велосипедист. Уточняется, что до поступления на службу молодой человек считался одним из лучших водителей Московского общества велосипедистов-любителей.

7 мая им нужно было провести визуальный осмотр позиций противника недалеко от деревни Надва в 39 вёрстах (42 км) от Смоленска. В результате военные справились с задачей за один день: из гостиницы они выехали около 7:30 утра, а вернулись около 23:00. За это время они успели не только выполнить задание, но также проехать 102 версты (109 км), заехать на завтрак к знакомому помещику и несколько раз остановиться на отдых.

© rusneb.ru

«Думаю, что ни один кавалерист без перемены лошадей подобной работы сделать не может», — заключил автор.

В таком режиме напарники провели 10 дней. И, по уверению автора статьи, не испытывали никакого дискомфорта, за исключением разве что сброшенных 5 фунтов веса (чуть больше 2 кг).

Следом за описанием сурового солдатского быта авторы приводят «трагическую историю» любви «из нравов малороссийского захолустья».

© rusneb.ru

Так, влюблённому в местную акушерку Ивану Васильевичу предложили корову лишь за то, что он перестанет каждый вечер приходить под окна объекта своего обожания и играть на гитаре. А в качестве бонуса товарищи также вызвались помочь и отвадить местного велосипедиста Бойченко, который не только играл той же девушке на гитаре, но которому она ещё и подпевала.

Самым простым, но действенным (по мнению селян) методом стало поливание гитариста помоями с кухни. Однако напрямую делать пакости постеснялись: вдруг заметит или ударит. Так что товарищи разработали «верный» план: Иван Васильевич прячется в чулане и ловит велосипед багром, а его напарник уже поливает велосипедиста из ведра.

Что это? Дверь из сеней отворялась тихо, и в неё просовывался багор. Луч Луны зловеще сверкнул на его остро отточенных зубьях. Сверкнул и погас, и снова сверкнул. Багор то входил в затенённое пространство, то снова выступал на свет.

© rusneb.ru

Байченко успел почуять неладное и вскочить в седло за секунду до того, как за раму его транспорта зацепился багор. На начал налегать на педали, и в этот момент из верхнего окна обрушилась волна помоев. Впрочем, в последнюю секунду велосипедист успел уехать из-под потока грязной воды, одновременно утянув за собой крепко державшего древко Ивана Васильевича. Так что весь «водопад» вылился на голову самого пакостника.

В результате рассерженные из-за неудавшейся проделки мужчины пожаловались на велосипедиста в местную управу, глава которой был родственником одного из них. Ну а та самая акушерка переехала в другой дом и ответила взаимностью на чувства Бойченко.

«Когда через какие-нибудь двадцать лет моралисты и экономисты, изучая причины, изменившие нравы, костюмы и образ жизни их поколения, отметят важнейшие переходные моменты конца ХІХ века к ХХ-му, то им, конечно, придётся считаться и с циклизмом, как с одной из этих главных причин, если не главнейшей», — говорится в еженедельнике.

© rusneb.ru

Сообщается, что особую популярность велосипеды получили в США, где педальным транспортом ежедневно пользовались десятки тысяч мужчин, женщин и детей ежедневно.

Персональный транспорт оказался удобен, а врачи достаточно быстро доказали пользу езды на нём для здоровья. Однако остался один вопрос, которые требовал решений — наряды. Модные костюмы в то время были очень неудобны для езды на велосипеде: хотя корсеты уже ушли в прошлое, женщины до сих пор носили длинные узкие юбки.

Избавиться от длинных юбок, дать свободу движениям — такова была мечта американок ещё лет тридцать тому назад. Но она наткнулась на нерешительность своих современниц. Но вот, час настал — и велосипед лучший предлог к этой костюмной реформе.

Очень быстро в моду вошли брючные костюмы и бриджи, которые получили распространение сначала в больших городах, а позднее и в небольших деревнях. Довольно быстро и мужчины оценили модную новинку: на смену брюкам из плотной ткани пришли, как их называют авторы статьи, «коротенькие панталончики», которые носили с чулками по сезону.

© rusneb.ru

В среднем, в Швейцарии велосипед в то время можно было купить на 400 франков, костюм для езды — за 140 франков. Вскоре продавцы поняли, что гораздо удобнее объединяться и продавать свою продукцию в комплекте, а значительную прибыль можно получить, если продавать наборы в рассрочку на 12 месяцев.

Полностью ознакомиться с номером журнала «Циклист» от 26 августа 1895 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Самые крупные магазины начали предлагать в качестве бонуса для наиболее лояльных своих клиентов квитанции на получение бесплатного велосипеда и модного костюма для езды. Это, в свою очередь привлекло предпринимателей, которые начали покупать эти квитанции и передавать их уже своим клиентам после заключения крупных сделок.

Источник:rusneb.ru