Опубликовано 01 июля 2023, 14:27
4 мин.

«Дедушка» мотоцикла, внедорожники и странные законы 1903 года

О чём писали в новогоднем выпуске журнала «Самокат»
«Дедушка» мотоцикла, внедорожники и странные законы 1903 года. Сегодня абсолютно любую информацию можно получить в Сети, а для любителей олдскула в продаже есть масса бумажных изданий на любую тему. Но 120 лет назад не было интернета, радио и телевизора. Но уже в то время начали появляться автомобили и другие персональные транспортные средства, и кому-то нужно было о них рассказывать. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) в распоряжении quto.su оказались все номера первого издания в России, которое пишет про машины и другие виды транспорта — журнала «Самокат». Издание выходило раз в неделю в течение 16 лет, за это время свет увидело 635 номеров. Благодаря росту популярности машин в России последние 75 номеров были изданы под названием «Автомобильное дело».
rusneb.ru

Кстати, годовая подписка на журнал «Самокат» в начале XX века стоила 4 рубля, а купить отдельный номер можно было на 5 копеек. Правда, если в 1902 году в комплекте с подпиской читатели получали в подарок водительские права, то уже спустя год редакция прекратила акцию.

В первом номере нового года редакторы, братья Орловские, традиционно подводили итоги прошлого года, а также рассказывали о наиболее ожидаемых событиях года наступившего. В 1903 году первый номер вышел 4 января, и на первой же странице авторы пишут об основном достижении в области транспорта — появлении «дедушек» современных мотоциклов в парке полиции. Правда, в то время речь шла не о российских правоохранителях, а о французских.

«Месяц тому назад мотор сделал ещё одно завоевание в практической жизни. В парижской полиции один полицейский начал нести службу на двухколёсном моторе. Фамилия его Навета. Справедливость требует отметить, что целью введения этого нового способа передвижения было составление протоколов за быструю езду на моторах, для чего желательно догнать моториста, чтобы при „запротоколивании“ моториста (водителя — прим. ред.) последний присутствовал», — говорится в журнале.

«Дедушка» мотоцикла, внедорожники и странные законы 1903 года

© rusneb.ru

Сообщается, что до внедрения нового способа поимки нарушителей полицейским приходилось запоминать госномера машин лихачей и выписывать протоколы заочно. При этом нередко постовые ошибались, и оказывалось, что водители в момент совершения нарушения находились в другом месте.

К слову, эксперимент оказался крайне удачным, так что спустя пару месяцев тестов руководство полиции Парижа задумалось о расширении своего автопарка ещё несколькими экземплярами велосипедов с двигателями.

В еженедельнике также говорится, что ранее в парижской полиции появились отряды патрульных на велосипедах, которые принесли городу массу пользы. В первую очередь, заметно снизилось количество грабежей, так как полицейские начали «внезапно появляться в тёмных переулках» для задержания. Также они с успехом могут заменить конные эскорты при проезде первых лиц государства и иностранных делегаций.

Но протоколы на самокатчиков (то есть велосипедистов) совершенно прекратились, так как полицейские самокатчики не могут, например, строго относиться к ездящим без фонаря, когда они сами ездят без фонаря.

Также братья Орловские отмечают, что 1902 год стал годом расцвета популярности велосипедов в России. В журнале говорится, что при этом последние несколько лет наблюдался некоторый спад интереса петербуржцев к педальной технике: на рынке почти перестали появляться новые модели, а основные спортивные общества «не подавали признаков жизни».

«Дедушка» мотоцикла, внедорожники и странные законы 1903 года

© rusneb.ru

Впрочем, достаточно быстро горожане, которые было забросили свою двухколёсную технику, вспомнили, что велосипед — это не только удобный повседневный транспорт, но ещё и крайне полезный для здоровья. Кроме того, об этом говорится в выпущенном министерством народного просвещения циркуляре, то есть законодательном акте.

«Другими словами то, что „Самокат" проповедует теперь уже десятый год, нашло себе официальное признание», — резюмируют авторы.

В результате общество начало активно заниматься спортом, многие снова начали ездить на велосипедах, возобновились различные соревнования, а в школах появились занятия атлетикой и гимнастикой.

Ещё больше интерес поклонников педального транспорта подогрело появление горных велосипедов, которым не страшны самые ухабистые дороги. А внедорожные гонки на подобной технике, получившие название «кросс-коунтри», стали привлекать сотни зрителей.

«Дедушка» мотоцикла, внедорожники и странные законы 1903 года

© rusneb.ru

А вот в номинации «провал года» по версии Орловских победила администрация Санкт-Петербурга. Дело в том, что ещё на заре появления велосипедов в северной столице для них были введены ограничения на проезд по одному из отрезков Невского проспекта.

Шли годы, в городе начали появляться автомобили — и им разрешили ездить по Невскому. Кроме того, запрет был снят для водителей грузовых трёхколёсных велосипедов. При этом тех, кто ездил на обычных двухколёсных «великах» дежурящие на постах городовые заставляли спешиваться и проходить этот отрезок пешком.

«Запрещение этого участка Невского для самокатов было введено тогда, когда изобретатели правил не были знакомы с удобствами самоката. Но теперь в интересах обывателей пора бы изменить этот пережиток старины», — подчеркнул редактор.

Помимо этого, в издании отмечаются действия отдельных российских чиновников, которые выступают наиболее явными противниками прогресса. Так, в некоторых городах нашей страны главы администрации пытались запретить езду на автомобилях, так как от их вида пугались степные лошади и верблюды — наиболее ярким примером стал город Уральск (сегодня это Казахстан). Нарушителей же подвергали крупным штрафам. Которые, впрочем, были легко оспорены в суде, который признал подобные запреты незаконными.

«Дедушка» мотоцикла, внедорожники и странные законы 1903 года

© rusneb.ru

Что касается достижений в области технологий, то в новогоднем выпуске еженедельника упоминается появление «ротоативного» мотора. Впрочем, большая часть технических подробностей на тот момент держалась в секрете.

Один изобретатель построил и запатентовал машину нового устройства, замечательную в кинематическом отношении, представляющую из себя ротационный бензиновый мотор, действующий в четыре такта, не дающий никаких сотрясений и не содержащий в себе кривошипа — части дорогой и ломкой.

Полностью ознакомиться с газетой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Судя по описанию, двигатель состоит из шара, заменяющего цилиндр, в котором качается насаженное «непосредственно к кривошипу» полушарие. Оно всасывает и сжимает последовательно горючую смесь и «так же хорошо уравновешено, как и турбина».

Агрегат весит всего 45 кг и выдаёт 12 лошадиных сил. При этом конструкция достаточно компактная: его длина составляет около 45 см.

Автомобильные новости