Опубликовано 05 августа 2023, 14:31
4 мин.

«Автомобильная жизнь и спорт» Петербурга и не только в 1908 году

Зачем на фары наносили зелёную полоску и как появилось Киевское шоссе
В начале XX века автомобили только начинали появляться в России и считались не полноценным транспортным средством, а не более чем дорогой игрушкой. Для тех же, кто видел за этим видом техники будущее и хотел быстро узнавать обо всех новинках и достижениях мировой промышленности, выходило несколько специальных изданий. Одним из наиболее авторитетных из них был еженедельный петербургский журнал «Автомобильная жизнь и спорт». Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция quto.su смогла изучить пилотный номер еженедельника после того, как издатель объединил отдельные «Автомобиль» и «Спорт» в единый журнал.
rusneb.ru

Изначально журнал высылался всем автомобилистам Санкт-Петербурга бесплатно, но позднее плата в размере 4 рублей за годовую подписку всё же была введена. Кроме того, его отличиями от других профильных изданий было подробное описание технических аспектов и качественные иллюстрации новинок автопрома и их комплектующих. Впрочем, последние появлялись далеко не во всех номерах.

Со временем «Автомобильная жизнь и спорт» стала одним из наиболее уважаемых профильных журналов России, и именно сюда в 1907 году обратились французы с предложением провести в северной столице Первую международную автомобильную выставку.

«Давая полное отражение автомобильной жизни, как в России, так и за границей, новый журнал является необходимым спутником нашего автомобиля, кроме того специальные корреспонденты будут постоянно давать свежие сведения под рубриками: Автомобильная жизнь в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, и других центрах мира», — говорится в еженедельнике.

«Автомобильная жизнь и спорт» Петербурга и не только в 1908 году

© rusneb.ru

В первом номере обновлённого журнала, который сам издатель называет «пробным», рассказывается о ряде довольно оригинальных законов, принятых в Европе. Например, во Франции один чиновник решил, что нужно сделать так, чтобы можно было отличить автомобили от конных экипажей в тёмное время суток. Поэтому в 1899 году был принят закон, согласно которому все машины на местных дорогах должны быть оборудованы зелёным стеклом на одной из фар.

Со временем стало понятно, что зелёная фара плохо светит, а качество стекла было в то время таким, что цвет был неразличим издалека. В результате целое цветное стекло трансформировалось в небольшую полоску.

Ещё один интересный закон действовал в 1908 году в Российской империи, которая в то время охватывала территории сегодняшних России и Украины. Дело в том, что просто взять и поехать по любой крупной дороге на автомобиле в начале прошлого века было нельзя: для открытия автомобильного сообщения между городами нужно было получать в министерстве путей сообщения соответствующее разрешение.

Чем и занимались два предпринимателя: А. Прейс из Киева и И. Поляков из города Предмостная слободка в Черниговской области. Впоследствии именно их старания и борьба с бюрократией положили начало трассе, которая сегодня известна как Киевское шоссе.

Авторы отмечают, в 1908 году страной, которая заметнее других в Европе развила свою автомобильную промышленность, стала Бельгия. Так, в период с января по сентябрь из этой страны было импортировано на другие европейские рынки 378 машин на общую сумму более 5 млн франков.

Основными рынками стали Англия (2 млн франков), Германия (971 тыс. франков), Голландия (341 тыс. франков), Франция (304 тыс. франков), Италия (55 950 тыс. франков), Ирландия (27 тыс. франков) и США (15 тыс. франков).

«Автомобильная жизнь и спорт» Петербурга и не только в 1908 году

© rusneb.ru

В Париже, тем временем, местный журнал Daily Mail объявил внушительную награду тому, кто сможет пересечь пролив Ла-Манш на аэроплане. Премия должна была составить 250 000 франков. Отмечается, что в самом узком месте его ширина составляет 21,5 мили (то есть 34,6 км).

Ещё 12 500 франков издание обещало заплатить воздухоплавателю, который сможет переправиться через Па-де-Кале, который является продолжением Ла-Манша. Та же сумма обещана путешественнику за первый перелёт между Великобританией и Францией, если тот успеет уложиться в отрезом между восходом и закатом и сможет осуществить полёт на любом воздушном судне, не требующем топлива.

Рассказали редакторы и о вопиющем случае хулиганства, который произошёл в индийской Калькутте. Там двое молодых людей, европейских купцов, захотели пошутить над британцами. Для этого они решили максимально быстро въехать на автомобиле на территорию Форт-Уильяма, расположенного в центре города, где располагалась штаб-квартира британских войск. К слову, все входы и выходы строго охранялись, а для местных жителей нахождение на его территории было строго запрещено. Европейцам же можно было заезжать, но строго соблюдая все правила и после досмотра.

«Автомобильная жизнь и спорт» Петербурга и не только в 1908 году

© rusneb.ru

Впрочем, парни решили попробовать ворваться в форт на полной скорости, остановиться в центре, а потом так же оперативно уехать. Первая часть плана сработала безупречно: автомобилисты смогли проехать на охраняемый объект. А вот на выезде их ждал сюрприз в виде вооружённых и готовых открыть огонь караульных. Однако парней это не остановило и они пошли на таран, попутно задев одного из охранников. Выехать из ворот они смогли, после чего по ним начали стрелять и машина перевернулась.

Полностью ознакомиться с «пробным» номером журнала «Автомобильная жизнь и спорт» вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

В результате весельчаков не только ожидало суровое наказание, но также пресса со всего мира принесла им сомнительную известность, прославив как настоящих варваров на автомобиле.

Автомобильные новости