Новости

«Нанодороги» и бумажные инновации

В 2011 году «Роснано», Минэкономразвития, Минтранс, Минрегион, Росавтодор РФ разработали проект «Инновационная дорога», согласно которому намеревались положить конец плохим дорогам в РФ. Продолжаем изучать результаты бурной деятельности.

В первой части нашего путешествия по «Инновационным дорогам» мы попытались понять, в какие же сроки будут готовы все три экспериментальных участка — подъездная 700-метровая дорога к технопарку МФТИ возле города Долгопрудного, 13-километровый участок сельской дороги под Рязанью Касимов — Елатьма и почти 100-километровый фрагмент трассы Шали — Бавлы в Татарстане. В ожидании ответов из официальных инстанций и прочих источников информации (Госдума, МАДИ) мы наведались на долгопрудненский участок. Там полным ходом идет возведение эстакады через железнодорожный переезд, но к заявленным «нанодорогам» оно не имеет ровным счетом никакого отношения. Перед самой будущей эстакадой есть поворот налево к зданиям технопарка — обычная дорога со снежной слякотью и наледью. Слева — территория технопарка МФТИ, справа — не до конца еще снесенные сгнившие и покосившиеся сараюшки (домами это не назвать), остатки бывшей деревни. И поле. У первого въезда — щит, гласящий о том, что начало строительства датируется III кварталом 2015 года, а окончание работ — II кварталом 2016 года. Ни слова об инновациях.

Между первым и вторым въездами над обледеневшей дорогой установлена штанга, увешенная различными камерами, датчиком скорости и даже антенной собственной метеостанции. Ощущение, что «наряжали» штангу строго по списку, но не вдаваясь в подробности. Подведены ли сети ко всей этой электронике, тоже непонятно.

В поисках исчезнувших инноваций скребем асфальт ботинками. Изредка попадается привычная уже желтая «зебра», но ничего похожего на структурированную дорожную разметку из термопластика или покрытие противоскольжения нет. Как не видно и заявленных светодиодных систем освещения или систем информирования участников дорожного движения о дорожной обстановке. Да и, собственно, кого и о чем здесь информировать? Стоящий за забором оплот научной мысли с трех сторон окружен заснеженным полем, поодаль воткнут «определитель направления ветра». В соседнем сугробе, если раскопать снег и убрать жухлую траву, можно обнаружить зачатки вертолетной площадки — вот зачем «ветряк».

Правда, один раз все-таки попалось некое непонятного назначения прорезиненное покрытие. Точнее, даже не покрытие, а небольшой фрагмент его размером примерно 56 х 100 см.

Что там еще значилось в пресс-релизе? «Создание единой схемы движения пешеходных и транспортных потоков и применение общих решений по безопасности переходных переходов». Ну, про переходы уже все сказано — тут просто неоткуда и некуда массово переходить, рискуя попасть под колеса. Далее, «...применение технологий, облегчающих перемещение маломобильных групп населения и инвалидов, велосипедные дорожки, озеленение». Представить себе кого-то, добирающегося сюда на велосипеде, можно только в страшном сне. Возможно, все это должно быть там, внутри, но «инновации»-то заявлены снаружи, на подъездной дороге. Напоследок, глядя на одометр, делаем круг почета вокруг здания технопарка. Получаются ровно те самые без малого 700 метров, о которых шла речь в проекте. Другой дороги здесь попросту нет.

Ну, а что там в остальных местах? Списавшись с Касимовым, выясняем, что у них летом была одна большая радость — отремотировали, наконец, аварийный мост через Оку. А насчет каких-либо других «инноваций», особенно по дороге на Елатьму, местные жители ровным счетом ничего не слышали и не видели. Желающие могут посмотреть видео «Касимов-Елатьма. Дорога после бомбежки» на Youtube, датированное 24 апреля нынешнего года. Однако же еще в 2013 году главный эксперт Фонда инфраструктурных и образовательных программ Роснано Кирилл Карабанов сообщал местной прессе о том, что проект строительства «Инновационной дороги» уже реализуется. Третий участок, похоже, вообще аккуратно вошел в состав федеральной автомобильной дороги «Казань — Оренбург», а точнее, должен стать частью будущей платной дороги Шали-Бавлы, которую в Татарстане строят с 1998 года. Причем строят на федеральные и республиканские средства с привлечением изрядной доли частных инвестиций, часть которых уже давно освоили, судя по презентации 2012 года. И снова — ни единого упоминания об инновациях.

Чтобы понять, что вообще происходит с финансированием проекта «Инновационная дорога», мы отправили запрос в Счетную Палату РФ. И получили ответ, что он не относится к завершенным проектам Роснано, и потому информации по нему нет. А вот из самого Роснано ответа, увы, так и не последовало: в день запроса отсутствовал нужный сотрудник. На следующий день, по словам пресс-службы, «готовился ответ», и в результате ответственным за эфирную тишину был назначен роснановский же Фонд инфраструктурных и образовательных программ. Ну что ж, молчание, в данном случае — довольно красноречивый ответ.

Автомобиль на все случаи жизни: выбираем пикап.