В 2011 году «Роснано», Минэкономразвития, Минтранс, Минрегион, Росавтодор РФ разработали проект «Инновационная дорога», согласно которому намеревались положить конец плохим дорогам в РФ. Продолжаем изучать результаты бурной деятельности. В первой части нашего путешествия по «Инновационным дорогам» мы попытались понять, в какие же сроки будут готовы все три экспериментальных участка — подъездная 700-метровая дорога к технопарку МФТИ возле города Долгопрудного, 13-километровый участок сельской дороги под Рязанью Касимов — Елатьма и почти 100-километровый фрагмент трассы Шали — Бавлы в Татарстане. В ожидании ответов из официальных инстанций и прочих источников информации (Госдума, МАДИ) мы наведались на долгопрудненский участок. Там полным ходом идет возведение эстакады через железнодорожный переезд, но к заявленным «нанодорогам» оно не имеет ровным счетом никакого отношения. Перед самой будущей эстакадой есть поворот налево к зданиям технопарка — обычная дорога со снежной слякотью и наледью. Слева — территория технопарка МФТИ, справа — не до конца еще снесенные сгнившие и покосившиеся сараюшки (домами это не назвать), остатки бывшей деревни. И поле. У первого въезда — щит, гласящий о том, что начало строительства датируется III кварталом 2015 года, а окончание работ — II кварталом 2016 года. Ни слова об инновациях.Между первым и вторым въездами над обледеневшей дорогой установлена штанга, увешенная различными камерами, датчиком скорости и даже антенной собственной метеостанции. Ощущение, что «наряжали» штангу строго по списку, но не вдаваясь в подробности. Подведены ли сети ко всей этой электронике, тоже непонятно.В поисках исчезнувших инноваций скребем асфальт ботинками. Изредка попадается привычная уже желтая «зебра», но ничего похожего на структурированную дорожную разметку из термопластика или покрытие противоскольжения нет. Как не видно и заявленных светодиодных систем освещения или систем информирования участников дорожного движения о дорожной обстановке. Да и, собственно, кого и о чем здесь информировать? Стоящий за забором оплот научной мысли с трех сторон окружен заснеженным полем, поодаль воткнут «определитель направления ветра». В соседнем сугробе, если раскопать снег и убрать жухлую траву, можно обнаружить зачатки вертолетной площадки — вот зачем «ветряк».Правда, один раз все-таки попалось некое непонятного назначения прорезиненное покрытие. Точнее, даже не покрытие, а небольшой фрагмент его размером примерно 56 х 100 см.Что там еще значилось в пресс-релизе? «Создание единой схемы движения пешеходных и транспортных потоков и применение общих решений по безопасности переходных переходов». Ну, про переходы уже все сказано — тут просто неоткуда и некуда массово переходить, рискуя попасть под колеса. Далее, «...применение технологий, облегчающих перемещение маломобильных групп населения и инвалидов, велосипедные дорожки, озеленение». Представить себе кого-то, добирающегося сюда на велосипеде, можно только в страшном сне. Возможно, все это должно быть там, внутри, но «инновации»-то заявлены снаружи, на подъездной дороге. Напоследок, глядя на одометр, делаем круг почета вокруг здания технопарка. Получаются ровно те самые без малого 700 метров, о которых шла речь в проекте. Другой дороги здесь попросту нет. Ну, а что там в остальных местах? Списавшись с Касимовым, выясняем, что у них летом была одна большая радость — отремотировали, наконец, аварийный мост через Оку. А насчет каких-либо других «инноваций», особенно по дороге на Елатьму, местные жители ровным счетом ничего не слышали и не видели. Желающие могут посмотреть видео «Касимов-Елатьма. Дорога после бомбежки» на Youtube, датированное 24 апреля нынешнего года. Однако же еще в 2013 году главный эксперт Фонда инфраструктурных и образовательных программ Роснано Кирилл Карабанов сообщал местной прессе о том, что проект строительства «Инновационной дороги» уже реализуется. Третий участок, похоже, вообще аккуратно вошел в состав федеральной автомобильной дороги «Казань — Оренбург», а точнее, должен стать частью будущей платной дороги Шали-Бавлы, которую в Татарстане строят с 1998 года. Причем строят на федеральные и республиканские средства с привлечением изрядной доли частных инвестиций, часть которых уже давно освоили, судя по презентации 2012 года. И снова — ни единого упоминания об инновациях.Чтобы понять, что вообще происходит с финансированием проекта «Инновационная дорога», мы отправили запрос в Счетную Палату РФ. И получили ответ, что он не относится к завершенным проектам Роснано, и потому информации по нему нет. А вот из самого Роснано ответа, увы, так и не последовало: в день запроса отсутствовал нужный сотрудник. На следующий день, по словам пресс-службы, «готовился ответ», и в результате ответственным за эфирную тишину был назначен роснановский же Фонд инфраструктурных и образовательных программ. Ну что ж, молчание, в данном случае — довольно красноречивый ответ.