История5 мин.

Из отдаленного космоса: 5 фактов о неизвестном Subaru SVX

Дизайн от Джуджаро, полный привод, оппозитный двигатель и около шести лет на конвейере

© Subaru

Купе для «Созвездия плеяд» не очень характерный формат, но в истории марки подобные машины встречались неоднократно. Прежде всего, разработанный совместно с «Тойотой» BRZ и культовая двухдверная Impreza. Кроме того, поклонники Subaru обязательно назовут сногсшибательный SVX и его предшественника XT/Alcyone, которых рядовые пользователи скорее всего никогда не видели и даже не подозревают об их существовании.

«Альциона» на японском небосводе

Перед тем, как познакомить вас с SVX, позвольте представить его предка. XT (в Японии — Alcyone в честь звезды в созвездии Тельца) появился в 1985 году, раньше навороченного словно космический корабль Nissan Fairlady Z/300ZX (Z32), «Скайлайна» GT-R (R32), Toyota Supra (A70) и гран-турера Soarer первого поколения. Пока другие компании формулировали, что должно скрываться за японским своеобразием, в Subaru предложили виртуальное путешествие к космическим глубинам. Название обязывало: автомобиль с клиновидным кузовом напоминал летательный аппарат для круизинга между планетами. Более того, даже Mazda RX-7 FC3S выглядела достаточно консервативно на фоне буквально вспарывающего воздух силуэта с великолепным коэффициентом аэродинамического сопротивления 0,29. Кстати, столько же у раннего Nissan Leaf, BMW 3 серии F30 и Chevrolet Corvette C6.

Салон с цифровой панелью приборов, отдельными блоками управления разными функциями по краям от рулевой колонки, россыпью клавиш на центральной консоли и рулем с L-образной ступицей вторил внешнему виду.

Начинка — по всем субаровским канонам. «База» получила безнаддувную оппозитную «четвёрку» объемом 1,8 литра (97 л.с. и 140 Нм). У вышестоящего XT наддувный двигатель того же объёма мощностью до 136 л.с., передний или опциональный подключаемый полный привод, позже предложенный для атмосферной модификации. В 1988 году стартовал Subaru XT6 (на японском рынке — Alcyone VX) с более конкурентоспособным и соответствующим статусу 2,7-литровым шестикотловым мотором (145 л.с.) и усиленной подвеской.

Звездное наследие

Появлению Subaru SVX (у себя на родине — Alcyone SVX) предшествовал концепт-кар, засвеченный на Токийском автосалоне в конце восьмидесятых. Дизайн выставочного образца перенесен на серийную модель почти досконально, дабы не разрушать гармоничный облик от Джорджетто Джуджаро из всемирно известного ателье Italdesign. Обтекаемость кузова сохранена на прежнем уровне. Необычные фишки — эффект стеклянного купола и маленькие опускающиеся секции-стёкла.

Практически все японские гран-туреры девяностых годов в топовых комплектациях оснащались турбокомпрессорными двигателями. Достаточно посмотреть на Toyota Soarer GT-T с рядной «шестёркой» 1JZ-GTE. Subaru пошла своей дорогой: отказалась от наддува и сделала ставку на кубические сантиметры. Оппозитный мотор EG33 — это 3,3 литра, шесть цилиндров, четыре распредвала и четыре клапана на цилиндр. По своим характеристикам (231 л.с. и 309 Нм) «боксер» находится примерно на одном уровне с 2JZ-GE VVTi от Soarer второго поколения и немного превосходит VG30DE от Nissan Fairlady Z Z32. Динамика — порядка 7,5 секунд до 100 км/ч — не вызывала помутнение рассудка, хотя к максимальной скорости немногим менее 250 км/ч вопросы возникали только у самых бесшабашных водителей.

ACT-4 и VTD

В нашем материале про спортседан WRX мы рассказывали об отличиях систем полного привода в зависимости от коробки передач. У Subaru тридцатилетней давности был лишь четырёхдиапазонный «автомат», а устройство полноприводных трансмиссий различалось в зависимости от региона сбыта. На американский рынок шли версии с ACT-4 (Active Torque Split), межосевой муфтой отбора тяги на заднюю ось. SVX для Японии и Европы могли похвастаться VTD (Variable Torque Distribution), блокируемым муфтой дифференциалом. Крутящий момент по умолчанию распределяется между передней и задней осью в соотношении 36:64.

Мнение по обе стороны Атлантики

Экстерьер SVX и сама его суть однажды натолкнул американское издание Road & Track на интересные аналогии с одним французским модником. «В 1970 году Citroёn разработал футуристическое купе, способное быстро и с комфортом перевозить четверых. Длинное, низкое и не похожее ни на что другое на дороге. Считается, что SM провалился на рынке из-за своего футуризма. В начале девяностых Subaru сделала то же самое и с аналогичными результатами. Одного встречают, другого забывают. Но лекала, усилия и оптимизм остались прежними. Был ли Subaru SVX современным Citroёn SM?

Да, «Ситроен» изобрел гидропневматическую подвеску, а Subaru сделала полный привод своей отличительной чертой. На обе машины ставились шестицилиндровые моторы, лучшие в их модельном ряду — конечно, один из них сделала Maserati. Обе тяжелые, комфортабельные, на удивление быстрые. Обе нянчили своих «двух плюс двух» пассажиров в кожаной роскоши. Обе напоминали космические корабли. Причуда дизайна SM? Скрытые задние колёса. SVX? Раздельные окна. Оба автомобиля появились, когда их страны переживали бум: Франция перестраивалась, а Япония пребывала в экономическом пузыре, и в течение определенного времени — в их соответствующие эпохи, разделенные многими десятилетиями — казалось, что будущее наконец наступило».

А вот мнение интернет-сайта rac.co.uk: «Когда летом 1992 года SVX впервые достиг наших берегов, мало кто понимал, что это такое. Конечно, он был дорогим. С ценой в 27 999 фунтов стерлингов он оказывался в одной категории с некоторыми совершенными машинами. Форма двухдверного кузова побудила журналы проводить не совсем уместные сравнения с Porsche 968 и Mazda RX-7, но SVX следует рассматривать в качестве современной интерпретации таких дорогих купе, как Jaguar XJ-S и Jensen Interceptor. Ближайшим эквивалентом вполне может быть что-то вроде Renault Avantime, изо всех сил пытающегося вписаться в эту нишу».

Небольшой тираж и высокая цена

За неполные шесть лет выпущено 24 379 SVX, из них 14 257 продано в Штатах, 2478 — в Европе и еще семь тысяч в праворульном варианте для Японии и Австралии. В 1992 году базовый спорткар продавали американцам за 24 445 долларов. Топовый с кожаным салоном, восемью электрорегулировками кресел и люком обходился в 28 000 долларов. Под конец производства самая навороченная комплектация стоила 36 740 «баксов».