Библиотека3 мин.

Журнал «Циклист»: всё о транспорте и спорте в 1895 году

Первый московский еженедельник о транспортных средствах

© rusneb.ru

Журнал «Циклист»: о чём писали столичные журналисты в 1895 году. В конца XIX века в России не было автомобилей, а велосипеды только начинали появляться и вызывали в обществе большой интерес. И, разумеется, кому-то нужно было рассказывать о главных новинках в области транспортных средств. Одним из первых специализированных печатных изданий стал журнал «Циклист», который издавался в Москве. Благодаря сотрудничеству и Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакции Quto удалось внимательно ознакомиться с содержанием еженедельника.

Первый номер журнала увидел свет в январе 1895 года и выходил вплоть до 1904 года. В 1897 году, когда велосипеды стали особенно популярны, а различные соревнования на педальном транспорте переживали настоящий расцвет, издатель попытался выпускать журнал ежедневно, однако издание от этого решения только проиграло, так что спустя год он снова начал выходить раз в неделю.

Стоит отметить, что главным отличием «Циклиста» от «Самоката», который издавался в Санкт-Петербурге, являлось обилие красочных иллюстраций и почти полное отсутствие технических статей. Тем не менее, еженедельник пользовался популярностью у москвичей, а различные велосипедные сообщества столицы с удовольствием сотрудничали с ним. К слову, в конце 1800-х годов подписаться на издание можно было не только в России, но также в Париже, Берлине и Лондоне.

© rusneb.ru

Впрочем, уже в начале XX века велосипедный спорт начал терять свою популярность, вслед за ним кризисные времена настали и у «Циклиста». В 1903 году он стал выходить раз в две недели, а в 1904-ом и вовсе закрылся.

Во втором номере журнала, который вышел 14 января 1895 года, авторы пытаются найти грань между аматеризмом (любительским спортом) и профессионализмом, а также указывают на не самый, с их точки зрения, правильный подход к спортсменам в Великобритании.

«Англия, классическая страна спорта, впервые установила различие между аматеризмом и профессионализмом, а могущественный союз National Cycling Union выработал особенно строгие правила против профессионалов. Следствием этого было то, что многие гоночные ездоки Англии подвергались преследованиям, которые велись с редким усердием, достойным лучшего применения. Скоро многие видные представители циклизма были объявлены профессионалами и устранены от участия в гонках. Конечно, гонки от этого не стали интереснее», — пишет автор.

© rusneb.ru

Редактор уточняет, что в результате многие именитые британские спортсмены-любители вынуждены были переехать во Францию, а качество соревнований в стране значительно снизилось.

В следующей статье рассказано, как правильно нужно лидировать в гонках и что не стоит бояться ехать первым.

Всем, вероятно, известно, что вести, то есть ехать впереди всех, гораздо труднее, чем следовать за ведущим. Поэтому на гонках ездоки очень неохотно занимают первое место и, при малейшей возможности, стараются спрятаться за спину соперника. Вследствие этого ход гонок сильно замедляется, и они разыгрываются обыкновенно только на финише.

© rusneb.ru

Ситуация настолько дошла до абсурда, что организаторы соревнований, особенно если речь идёт о длинных дистанциях, вынуждены были ввести так называемых лидеров — велосипедистов, которые ехали впереди спортсменов. При этом лидеры не являются участниками заезда, могут сменяться и должны сойти с дистанции перед финишем.

Присутствуют в еженедельнике и анонсы предстоящих событий. Так, во второй половине января «во время обычного катания» на манеже в Москве должен пройти маскарад, разрешение на проведение которого уже получено. А в самом конце месяца столичный клуб велосипедистов запланировал проведение спортивного заезда для женщин.

© rusneb.ru

Помимо этого, авторы «Циклиста» сообщали новости из мира транспортных средств со всего мира. Так, в Европе в то время всё больше входили в моду трёхколёсные велосипеды. Всё чаще их можно встретить в Париже и Лондоне, особенно зимой.

Также уточняется, что в Париже в середине января стояла прекрасная, тёплая и бесснежная погода, благодаря чему на улицах города было необычно много для зимы велосипедистов и велосипедисток.

В настоящее время в Вене 82 велосипедных общества; велосипедистов же насчитывают до 6200 человек. Это по официальным данным венской полиции, которая занята теперь разработкой новых правил относительно езды по городу. Езда по улицам Вены, хотя и разрешена уже давно, но только со значительными ограничениями.

© rusneb.ru

Полностью ознакомиться со вторым номером журнала «Циклист» вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

В итальянском Милане же на март 1895 года было запланировано проведение крупной велосипедной выставки. Ранее подобные мероприятия были проведены в Англии, Франции и Бельгии.

Источник:rusneb.ru