Статьи9 мин.

Самая необычная гусеничная техника в истории: от танков до сверхтяжелых пушек

Они были странные и не всегда эффективные.

Танк Т-35

© worldoftanks.ru

После появления первых танков на поле боя в 1916 году, практически во всех развитых странах началась разработка гусеничных машин, которые выполняли огромное множество задач. Нередко это были весьма удачные конструкции, но достаточно часто встречались и настоящие технические курьезы – дорогостоящие и малоэффективные.

Танк с пятью башнями

В конце двадцатых годов в СССР бурными темпами началось создание собственной школы танкостроения, сразу же удивившей мир рядом неординарных разработок. К их числу относится тяжелый пятибашенный танк Т-35, разработка которого началась в Ленинграде в 1931 году конструкторами Н. Барыковым и Н. Зигелем. Несмотря на то, что лучшим танком Первой мировой войны считается однобашенный Renault FT, разработка многобашенных танков велась во многих странах, например, в Великобритании фирмой Vickers и в Германии компанией Rheinmetall. Они классифицировались как танки прорыва и должны были помогать пехоте преодолевать хорошо укрепленные полосы обороны. Что подразумевало хорошее бронирование танка и сильное пулеметно-пушечное вооружение.

Но если в Англии и Германии многобашенные танки массово не выпускались, то в СССР наладили выпуск двухбашенного Т-26, трехбашенного Т-28 и пятибашенного Т-35. Так как советская танковая школа в начале тридцатых годов ещё не имела достаточного опыта, то в процессе создания Т-35 пришлось идти на ряд компромиссов и нарушать требования военных.

Пятибашенный танк Т-35

В результате масса танка выросла с первоначально запланированных 35 тонн до 50, проходимость оставляла желать лучшего, как и надежность. Танк снабдили бензиновым авиационным 500-сильным мотором, который тяжелой машине не подходил, в результате чего максимальная скорость по шоссе не превышала 30 км/ч, танк с трудом мог преодолеть тридцатиградусный подъем, а 910-литрового бака хватало всего на 140 километров хода. Кроме того, 9,72 метровая машина обладала плохой маневренностью, а высота в 3,4 метра делала её отличной мишенью. Несмотря на внушительную массу, лоб корпуса и главной башни защищала броня толщиной всего 30 миллиметров, что делало танк уязвимым для противотанковых пушек тридцатых годов. Т-35 был вооружен одной 76 мм пушкой, двумя 45 мм пушками и шестью пулеметами.

Пятибашенный танк Т-35

Выпуск танка начался в 1933 году на Харьковском паровозостроительном заводе, но из-за сложной конструкции и хронических проблем со смежниками выпуск пятидесятитонной машины шел черепашьими темпами. Хорошо Т-35 смотрелся только на парадах, но в войсках его эксплуатация постоянно сопровождалось валом нареканий. Танк пытались модернизировать и сделать более надежным, но это привело лишь к тому, что его масса возросла до 58 тонн, при этом надежность улучшилась незначительно.

Пятибашенный танк Т-35

Это роковым образом сказалось на участии Т-35 в Великой Отечественной войне, в начальный период которой все 48 боеспособных танков были потеряны, причем большинство из-за технических проблем. Парадоксально, но один из самых сложных танков в мире не смог причинить противнику почти никакого урона. В последний раз Т-35 пошел в бой весной 1945 года, причем воевал он против… Красной Армии, защищая Берлин. Захваченный в летних боях 1941 года исправный Т-35 служил в вермахте в качестве учебного, но во время Берлинской операции его отправили на защиту немецкой столицы, где он и был уничтожен советской пехотой. Единственный сохранившийся до наших дней Т-35 является экспонатом Бронетанкового музея в Кубинке.

Танк без башни

Если у Т-35 было пять башен, то у разработанного в Швеции в середине шестидесятых годов танка Strv.103 башни не было вообще. Изучив опыт Второй мировой и Корейской войны, инженеры фирмы Bofors решили разработать безбашенный танк, исходя из того, что наибольший процент попаданий приходится не в корпус танка, а в башню. Следовательно, если её убрать, то танк будет обладать лучшей живучестью на поле боя.

Танк Strv.103

Правда, отсутствие башни порождало ряд других проблем, в частности, точность наведения орудия, которое на Strv.103 было жестко закреплено в корпусе. Эту проблему шведские инженеры решили, применив электрогидравлическую подвеску, с помощью которой оружие наводилось по вертикали, а по горизонтали наводка осуществлялась за счет поворота танка. Танк вооружили самой распространенной в странах НАТО нарезной 105 миллиметровой английской пушкой L7, правда, шведы её доработали – удлинили ствол и снабдили автоматом заряжания, что позволило сократить экипаж до трех человек.

Танк Strv.103

К другим особенностям шведской машины можно отнести невиданную для танков шестидесятых годов автоматизацию, что позволяло им управлять и вести огонь всего одному человеку. Ещё одной новацией стала двухдвигательная силовая установка, состоящая из дизельного 240-сильного двигателя и 330-сильной газовой турбины. Это дает фирме Bofors право претендовать на лавры создателя первого в мире газотурбинного танка, если бы не одно «но». Дело в том, что многие специалисты считают Strv.103 не полноценным танком, а истребителем танков, то есть, самоходкой. И если проводить параллели с самоходками времен Второй мировой войны, то эти доводы не лишены оснований. Сами же шведы считают, что они разработали именно танк, созданный для действий исключительно на территории Швеции и учитывающий оборонную доктрину этой скандинавской страны.

Танк Strv.103

Как бы то ни было, Strv.103 получился хоть и любопытной с инженерной точки зрения машиной, но достаточно компромиссной. Благодаря отказу от башни высота танка составляла всего 2 метра. Несмотря на то, что наведение пушки у шведского танка осуществляется достаточно быстро, однако даже небольшая проблема с ходовой частью или сбой в электронике делали его небоеспособным. А невозможность ведения прицельного огня на ходу изначально снижало его боевой потенциал.

Танк Strv.103

Неудовлетворительной была и защита – имелась броня толщиной всего 40 мм, что было недостаточным даже по меркам Второй мировой войны. Не говоря про середину шестидесятых годов, когда к бронебойным и подкалиберным снарядам добавились кумулятивные, а также широкое распространение получили противотанковые гранатометы и установки с управляемыми ракетами. Тактика боевого применения предусматривала использование Strv.103 из засад: сделал несколько выстрелов и беги, благо что танк мог двигаться задним ходом со скоростью 50 км/ч. Правда, одной обороной ещё никто и никогда войн не выигрывал.

Танк Strv.103

© Depositphotos

С 1966 по 1971 годы было выпущено 330 штук Strv.103 которые простояли на вооружении шведской армии до 1997 года. Множество использованных инноваций сделали шведский танк очень дорогим, из-за чего на экспорт он не поставлялся. Так норвежские военные предпочли ему немецкий Leopard-1 который был почти в два раза дешевле Strv.103, да и сами шведы в конце концов приняли на вооружении Leopard-2, посчитав дальнейшее развитие концепции безбашенного танка бесперспективным.

Танк без башни, но с двумя пушками

Конструкторы немецкой фирмы Maschinenbau Kiel в конце шестидесятых годов разработали проект безбашенного танка с двумя пушками – VT-1. Эта революционная машина одно время даже рассматривалась как преемник Leopard-2, вот почему она получила неофициальное имя Leorard-3.

Танк VT-1

За основу было взято шасси опытного танка MBT-70, которое доработали, а вместо башни боевая машина получила рубку с двумя 105 мм пушками L7. Как и у шведского Strv.103 наведение орудия по горизонтали осуществлялось поворотом танка, а для наведения по вертикали использовались традиционные механизмы. Правда, как и шведский танк, немецкая машина не могла вести огонь на ходу. Первоначально корпус танка изготовили из обычной стали, но и в таком виде полная масса машины приближалась к 40 тоннам. Броня увеличила бы вес ещё на несколько тонн, поэтому танк предусмотрительно оснастили 1500-сильным дизельным двигателем с форсажным режимом, позволявшим кратковременно развивать мощность 2175 л.с. Такими показателями не располагал в конце шестидесятых годов ни один танк, да и до сих пор подобным двигателем мало кто может похвастать. Как и максимальной скоростью, превышающей 70 км/ч.

Танк VT-1

Каждое орудие имело автомат заряжания, что обеспечивало высокий темп стрельбы, но стрелять залпами из двух орудий танк не мог. Это и стало главным минусом VT-1 так как сила отдачи выстрела из каждого орудия немного разворачивала танк и сбивала прицел. Именно это обстоятельство не понравилось немецким военным, которые отметив ряд прогрессивных решений примененных на VT-1, все же предпочли принять на вооружение Leopard-2.

Но эпопея с VT-1 на этом не закончилась. После испытаний в 1972 году был разработан усовершенствованный вариант танка, вооруженный двумя 120 мм пушками, на котором попутно устранили ряд недостатков. Но бундесвер все равно не проявил к этой машине интереса, хотя попытки «довести до ума» VT-1 продолжались ещё более десяти лет. Пока всем окончательно не стало ясно, что Leopard-2 в преемнике не нуждается, так как имеет хороший модернизационный потенциал и такие же хорошие боевые качества. А врожденные недостатки VT-1 настолько «неизлечимы», что лишают эту машину права на хоть на какие-то перспективы.

К тому же многие эксперты, как и в случае со шведским Strv.103, не считали VT-1 танком, относя его к классу самоходных артиллерийских орудий с ярко выраженной противотанковой направленностью. В то время как Leopard-2 был полноценным танком, способным решать широкий круг задач. Вот почему в середине восьмидесятых годов проект VT-1 был закрыт окончательно и больше к нему не возвращались.

Атомная пушка

В СССР создали самую большую ядерную бомбу, самый большой подводный атомный ракетоносец, самый большой атомный крейсер, бомбардировщик, истребитель и экраноплан. К ним можно добавить и самые большие в мире миномёт и артиллерийское орудие на гусеничном шасси.

К середине пятидесятых годов в СССР и США были разработаны компактные ядерные заряды, которыми стало возможно оснащать снаряды калибра от 203 мм и крупнокалиберные миномётные мины. Не то чтобы в СССР страдали гигантоманией, но и по мелочам лишний раз размениваться не хотели, вот почему на вооружение Советской Армии решили принять самоходные «атомный миномет и атомную пушку». Калибр первого составлял 420 мм, а второй – 406 мм. То есть, советские конструкторы сделали, казалось бы, невозможное – орудие супер-линкора установили на доработанное гусеничное шасси тяжелого танка Т-10.

2А3 «Конденсатор-2П»

«Атомная пушка» получила название 2А3 «Конденсатор-2П», а миномёт – 2Б1 «Ока». Оба орудия должны были уничтожать жизненно важные объекты противника на дальности до 25 километров, как с помощью обычных боеприпасов, так и ядерных. Самоходная установка «Конденсатор» весила 64 тонны, а миномет «Ока» – 55 тонн. 570-килограммовый 406 мм снаряд летел на дальность 24,5 км, а «Ока», используя реактивную 670-килограммовую 420 мм мину, могла «достать» противника на дальности 45 километров. Как нетрудно догадаться, при выстреле пушки и миномета шасси испытывало огромные нагрузки, что потребовало долгой и дорогостоящей доводки всей конструкции. Однако 7 ноября 1957 года «Конденсатор» и «Ока» участвовали в параде на Красной площади, вызвав изумление у многих военных атташе. Некоторые из них не поверили, что перед ними прошли не бутафорские, а серийные «атомные» пушки и минометы.

2Б1 «Ока»

Несмотря на достигнутый эффект, советские военные особой радости не испытывали. Пушка и миномет стоили очень дорого, их габариты и вес накладывали определенные ограничения на эксплуатацию (один ствол «Оки» достигал в длину 20 метров). Следовательно, доставка их на позицию и подготовка к стрельбе были очень хлопотным и непростым делом. Один процесс погрузки на железнодорожную платформу мог занимать несколько часов. Но самое главное – у них появилась альтернатива.

В СССР к началу шестидесятых годов были разработаны тактические, самоходные ракетные комплексы, которые были дешевле чем атомные пушка и миномет, более простыми в производстве, легче и компактнее, но самое главное, могли стрелять дальше и имели модернизационный потенциал. Вот почему «Ока» и «Конденсатор» простояли на вооружении всего четыре года, после чего были отправлены «в запас».