Топ-12 лучших танков Второй мировой (по версии канадцев)
В списке лишь два советских танкаСобственный рейтинг танков времён Второй мировой представило издание Hotcars.com. Кому-то из читателей этот список может показаться странным, особенно учитывая, что советские боевые машины на самую первую строчку не попали. Однако в рейтинге они есть, и это не может не радовать.
12. Пехотный танк «Черчилль» MK IV
Судьба тяжёлого британского пехотного танка «Черчилль» была весьма непростой. При разработке боевой машины конструкторы столкнулись с доселе невиданным вызовом – никто толком не понимал, каким критериям танк в принципе должен соответствовать. Машину приходилось дорабатывать и адаптировать на основании опыта реальных сражений. Ранние версии модели «Черчилль», выпускавшиеся до 1943 года, оказались лёгкой мишенью для гитлеровской армии, а вот MK IV удалось превратить в крепкий орешек. Боевую машину снабдили усиленной бронёй и 75-миллиметровой пушкой. Этот танк стал силой, с которой приходилось считаться. Несмотря на медлительность, «Черчилль» оказался эффективным на любой местности. В британской армии машины этого типа продолжали служить до 50-х годов XX века.
11. Panzerkampfwagen IV (Panzer IV)
Могучий Panzer IV поступил на вооружение гитлеровской армии в 1939 году. Он участвовал в сражениях Второй мировой с самых первых до последних дней во всех уголках боевых действий. Именно этот танк стал главной «рабочей лошадкой» немецких танковых дивизий и в первые годы доминировал над танками Антанты. Правда, при столкновении с советским Т-34 и американским «Шерманом» его пушка оказывалась почти бессильной. Лишь в 1941 году немцам удалось оснастить эту модель новой высокоскоростной пушкой и более мощной бронёй. Это позволило существенно улучшить характеристики и без того удачной модели.
10. Sturmgeschütz III (StuG III)
Немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий, построенная на базе танка PzKpfw III, стала настоящим кошмаром для армий сил Антанты – именно она унесла жизни наибольшего числа солдат. У этой САУ были проблемы со скорострельностью, однако машина проявила себя как максимально надёжная и по-настоящему неубиваемая. За один лишь 1944 год StuG III уничтожили около 20 000 танков союзников. Это была по-настоящему смертоносная машина на поле боя в любой точке военного конфликта.
9. Т-34-85
Легендарная тридцатьчетвёрка выпускалась в Союзе в условиях нехватки ресурсов и комплектующих, по устаревшим технологиям на эвакуированных, часто не предназначенных для выпуска танков предприятиях. Это не помешало Т-34 стать легендарной машиной. Базовым тридцатьчетвёркам не хватало боевой мощи – атаковать приходилось, что называется, волнами. Справиться с проблемой помогла установка 85-миллиметровой пушки ЗИС-С-53. На вооружение модернизированный танк поступил в 1944 году. Усиление брони позволило оставить танки типа Т-34 на вооружении даже после окончания Второй мировой. Всего было выпущено более 25 000 машин этого типа.
8. M4A3 «Шерман» Easy 8
Основной американский средний танк периода Второй мировой войны – «Шерман» – очень неплохо себя зарекомендовал на поле боя. Однако машинам этого типа не хватало мощности орудий (пробить тяжёлые танки, такие как «Тигр» и «Пантера», им было не под силу). Проблему удалось решить на версии M4A3E8 Sherman Easy 8. Машина получила новый мощный двигатель, позволяющий развивать более высокие скорости, усовершенствованные гусеницы и доработанную подвеску, а главное, высокоскоростную 76-миллиметровую пушку, пробивающую любую броню. Всё это превратило танки «Шерман» в заправских монстров, наводящих ужас на гитлеровскую армию.
7. Panzer V «Пантера»
Немецкий средний танк разработки фирмы MAN стал ответом Германии на советские Т-34. Машина начала поступать на вооружение в 1943 году. «Пантера» оказалась самым мощным танком тех времён с невероятно толстой и «умной» бронёй, – снаряды от неё в прямом смысле отскакивали. 75-миллиметровая пушка обладала той же мощью, что и легендарное орудие 88 калибра танка «Тигр». Правда, производство и обслуживание «Пантер» было делом хлопотным и очень дорогим. Экономика слабеющей Германии такую технику не потянула.
6. Крейсерский танк «Комета»
Танк «Комета» стал самой технически продвинутой британской боевой машиной времён Второй мировой. Он продержался на вооружении до 60-х годов XX века. Базой для этого танка послужил Cromwell. В движение «Комета» приводилась мощным двигателем Rolls-Royce Meteor. 77-миллиметровое орудие позволяло без проблем расправляться практически с любой бронёй танков противника. Единственной слабостью модели стало то, что она появилась лишь под самый конец войны.
5. «Тигр» I
Немецкий «Тигр» считался наиболее опасным танком на ранних этапах Второй мировой. Эта машина серьёзно опередила своё время – именно она во многом предопределила облик и конструкцию всех последующих танков. В момент появления «Тигра» на поле боя в 1942 году союзники даже не надеялись на успех – противопоставить 88-миллиметровой пушке было попросту нечего. Всё, что можно было сделать, попытаться застать немецкую машину врасплох, подобравшись к ней сзади.
4. Тяжёлый танк ИС-2
Советский Союз достойно ответил «Тигру» танком ИС-2 лишь в 1943 году. Этот монстр получил доселе невиданную по огневой мощи пушку калибром 122 мм, способную прострелить броню немецких танков навылет. Правда, в армию попадало колоссальное количество ненадёжных, не доведённых до ума машин, что не позволило в полной мере воспользоваться всеми преимуществами этой модели. Завершить все работы над ИС-2 по сути удалось лишь в 1945 году.
3. «Тигр II» («Королевский тигр»)
Немцы тоже не сидели сложа руки: ответом на советский ИС-2 стал второй «Тигр», он же «Королевский тигр». Танк оснастили «умной» наклонной бронёй и более мощной и крупной пушкой. Также на машину установили более тяговитый двигатель. Словом, улучшили сразу все аспекты. Именно «Тигр» второго поколения стал самой опасной машиной Второй мировой – он мог кардинально повлиять на расклад сил. Правда, появился он также слишком поздно. Оценить всю мощь этой машины позволяет интересный факт: немецкий танкист-ас Курт Книспел смог выиграть на своём «Тигре» 168 сражений.
2. Crusader («Крестоносец»)
Британский танк «Крестоносец» был выпущен в годы Второй мировой в количестве более 5 000 штук. Это один из самых массовых танков в истории. Первое поколение машины – Crusader Mark 1 – было легко бронированным и недостаточно хорошо оснащённым, но чрезвычайно маневренным. Впоследствии все перечисленные недочёты были устранены. В результате боевая машина смогла на равных сражаться даже с прославленными немецкими «Пантерами».
1. Char B1
Самым же классным танком стал, как ни странно, архаичный по конструкции французский Char B1, над которым трудилась, в частности, компания Renault. Работы над этой машиной стартовали задолго на начала военных действий, ещё в 20-х годах, однако тщательная и кропотливая работа позволила довести её до абсолютного совершенства. На момент начала войны этот танк превосходил, к примеру, все немецкие машины. Разгром Франции в 1940 году не позволил танкам Char B1 всерьёз заявить о себе на поле боя. Однако в прямых столкновениях с немецкой техникой он не оставлял последней никаких шансов. Половина выпущенных французами машин попала в руки Германии и с успехом применялась немцами до последних дней Второй мировой.
По материалам hotcars.com