После появления первых танков на поле боя в 1916 году, практически во всех развитых странах началась разработка гусеничных машин, которые выполняли огромное множество задач. Нередко это были весьма удачные конструкции, но достаточно часто встречались и настоящие технические курьезы – дорогостоящие и малоэффективные. Танк с пятью башнями В конце двадцатых годов в СССР бурными темпами началось создание собственной школы танкостроения, сразу же удивившей мир рядом неординарных разработок. К их числу относится тяжелый пятибашенный танк Т-35, разработка которого началась в Ленинграде в 1931 году конструкторами Н. Барыковым и Н. Зигелем. Несмотря на то, что лучшим танком Первой мировой войны считается однобашенный Renault FT, разработка многобашенных танков велась во многих странах, например, в Великобритании фирмой Vickers и в Германии компанией Rheinmetall. Они классифицировались как танки прорыва и должны были помогать пехоте преодолевать хорошо укрепленные полосы обороны. Что подразумевало хорошее бронирование танка и сильное пулеметно-пушечное вооружение. Но если в Англии и Германии многобашенные танки массово не выпускались, то в СССР наладили выпуск двухбашенного Т-26, трехбашенного Т-28 и пятибашенного Т-35. Так как советская танковая школа в начале тридцатых годов ещё не имела достаточного опыта, то в процессе создания Т-35 пришлось идти на ряд компромиссов и нарушать требования военных.В результате масса танка выросла с первоначально запланированных 35 тонн до 50, проходимость оставляла желать лучшего, как и надежность. Танк снабдили бензиновым авиационным 500-сильным мотором, который тяжелой машине не подходил, в результате чего максимальная скорость по шоссе не превышала 30 км/ч, танк с трудом мог преодолеть тридцатиградусный подъем, а 910-литрового бака хватало всего на 140 километров хода. Кроме того, 9,72 метровая машина обладала плохой маневренностью, а высота в 3,4 метра делала её отличной мишенью. Несмотря на внушительную массу, лоб корпуса и главной башни защищала броня толщиной всего 30 миллиметров, что делало танк уязвимым для противотанковых пушек тридцатых годов. Т-35 был вооружен одной 76 мм пушкой, двумя 45 мм пушками и шестью пулеметами.Выпуск танка начался в 1933 году на Харьковском паровозостроительном заводе, но из-за сложной конструкции и хронических проблем со смежниками выпуск пятидесятитонной машины шел черепашьими темпами. Хорошо Т-35 смотрелся только на парадах, но в войсках его эксплуатация постоянно сопровождалось валом нареканий. Танк пытались модернизировать и сделать более надежным, но это привело лишь к тому, что его масса возросла до 58 тонн, при этом надежность улучшилась незначительно.Это роковым образом сказалось на участии Т-35 в Великой Отечественной войне, в начальный период которой все 48 боеспособных танков были потеряны, причем большинство из-за технических проблем. Парадоксально, но один из самых сложных танков в мире не смог причинить противнику почти никакого урона. В последний раз Т-35 пошел в бой весной 1945 года, причем воевал он против… Красной Армии, защищая Берлин. Захваченный в летних боях 1941 года исправный Т-35 служил в вермахте в качестве учебного, но во время Берлинской операции его отправили на защиту немецкой столицы, где он и был уничтожен советской пехотой. Единственный сохранившийся до наших дней Т-35 является экспонатом Бронетанкового музея в Кубинке. Танк без башни Если у Т-35 было пять башен, то у разработанного в Швеции в середине шестидесятых годов танка Strv.103 башни не было вообще. Изучив опыт Второй мировой и Корейской войны, инженеры фирмы Bofors решили разработать безбашенный танк, исходя из того, что наибольший процент попаданий приходится не в корпус танка, а в башню. Следовательно, если её убрать, то танк будет обладать лучшей живучестью на поле боя.Правда, отсутствие башни порождало ряд других проблем, в частности, точность наведения орудия, которое на Strv.103 было жестко закреплено в корпусе. Эту проблему шведские инженеры решили, применив электрогидравлическую подвеску, с помощью которой оружие наводилось по вертикали, а по горизонтали наводка осуществлялась за счет поворота танка. Танк вооружили самой распространенной в странах НАТО нарезной 105 миллиметровой английской пушкой L7, правда, шведы её доработали – удлинили ствол и снабдили автоматом заряжания, что позволило сократить экипаж до трех человек.К другим особенностям шведской машины можно отнести невиданную для танков шестидесятых годов автоматизацию, что позволяло им управлять и вести огонь всего одному человеку. Ещё одной новацией стала двухдвигательная силовая установка, состоящая из дизельного 240-сильного двигателя и 330-сильной газовой турбины. Это дает фирме Bofors право претендовать на лавры создателя первого в мире газотурбинного танка, если бы не одно «но». Дело в том, что многие специалисты считают Strv.103 не полноценным танком, а истребителем танков, то есть, самоходкой. И если проводить параллели с самоходками времен Второй мировой войны, то эти доводы не лишены оснований. Сами же шведы считают, что они разработали именно танк, созданный для действий исключительно на территории Швеции и учитывающий оборонную доктрину этой скандинавской страны.Как бы то ни было, Strv.103 получился хоть и любопытной с инженерной точки зрения машиной, но достаточно компромиссной. Благодаря отказу от башни высота танка составляла всего 2 метра. Несмотря на то, что наведение пушки у шведского танка осуществляется достаточно быстро, однако даже небольшая проблема с ходовой частью или сбой в электронике делали его небоеспособным. А невозможность ведения прицельного огня на ходу изначально снижало его боевой потенциал.Неудовлетворительной была и защита – имелась броня толщиной всего 40 мм, что было недостаточным даже по меркам Второй мировой войны. Не говоря про середину шестидесятых годов, когда к бронебойным и подкалиберным снарядам добавились кумулятивные, а также широкое распространение получили противотанковые гранатометы и установки с управляемыми ракетами. Тактика боевого применения предусматривала использование Strv.103 из засад: сделал несколько выстрелов и беги, благо что танк мог двигаться задним ходом со скоростью 50 км/ч. Правда, одной обороной ещё никто и никогда войн не выигрывал.С 1966 по 1971 годы было выпущено 330 штук Strv.103 которые простояли на вооружении шведской армии до 1997 года. Множество использованных инноваций сделали шведский танк очень дорогим, из-за чего на экспорт он не поставлялся. Так норвежские военные предпочли ему немецкий Leopard-1 который был почти в два раза дешевле Strv.103, да и сами шведы в конце концов приняли на вооружении Leopard-2, посчитав дальнейшее развитие концепции безбашенного танка бесперспективным. Танк без башни, но с двумя пушками Конструкторы немецкой фирмы Maschinenbau Kiel в конце шестидесятых годов разработали проект безбашенного танка с двумя пушками – VT-1. Эта революционная машина одно время даже рассматривалась как преемник Leopard-2, вот почему она получила неофициальное имя Leorard-3.За основу было взято шасси опытного танка MBT-70, которое доработали, а вместо башни боевая машина получила рубку с двумя 105 мм пушками L7. Как и у шведского Strv.103 наведение орудия по горизонтали осуществлялось поворотом танка, а для наведения по вертикали использовались традиционные механизмы. Правда, как и шведский танк, немецкая машина не могла вести огонь на ходу. Первоначально корпус танка изготовили из обычной стали, но и в таком виде полная масса машины приближалась к 40 тоннам. Броня увеличила бы вес ещё на несколько тонн, поэтому танк предусмотрительно оснастили 1500-сильным дизельным двигателем с форсажным режимом, позволявшим кратковременно развивать мощность 2175 л.с. Такими показателями не располагал в конце шестидесятых годов ни один танк, да и до сих пор подобным двигателем мало кто может похвастать. Как и максимальной скоростью, превышающей 70 км/ч.Каждое орудие имело автомат заряжания, что обеспечивало высокий темп стрельбы, но стрелять залпами из двух орудий танк не мог. Это и стало главным минусом VT-1 так как сила отдачи выстрела из каждого орудия немного разворачивала танк и сбивала прицел. Именно это обстоятельство не понравилось немецким военным, которые отметив ряд прогрессивных решений примененных на VT-1, все же предпочли принять на вооружение Leopard-2. Но эпопея с VT-1 на этом не закончилась. После испытаний в 1972 году был разработан усовершенствованный вариант танка, вооруженный двумя 120 мм пушками, на котором попутно устранили ряд недостатков. Но бундесвер все равно не проявил к этой машине интереса, хотя попытки «довести до ума» VT-1 продолжались ещё более десяти лет. Пока всем окончательно не стало ясно, что Leopard-2 в преемнике не нуждается, так как имеет хороший модернизационный потенциал и такие же хорошие боевые качества. А врожденные недостатки VT-1 настолько «неизлечимы», что лишают эту машину права на хоть на какие-то перспективы.К тому же многие эксперты, как и в случае со шведским Strv.103, не считали VT-1 танком, относя его к классу самоходных артиллерийских орудий с ярко выраженной противотанковой направленностью. В то время как Leopard-2 был полноценным танком, способным решать широкий круг задач. Вот почему в середине восьмидесятых годов проект VT-1 был закрыт окончательно и больше к нему не возвращались. Атомная пушка В СССР создали самую большую ядерную бомбу, самый большой подводный атомный ракетоносец, самый большой атомный крейсер, бомбардировщик, истребитель и экраноплан. К ним можно добавить и самые большие в мире миномёт и артиллерийское орудие на гусеничном шасси.К середине пятидесятых годов в СССР и США были разработаны компактные ядерные заряды, которыми стало возможно оснащать снаряды калибра от 203 мм и крупнокалиберные миномётные мины. Не то чтобы в СССР страдали гигантоманией, но и по мелочам лишний раз размениваться не хотели, вот почему на вооружение Советской Армии решили принять самоходные «атомный миномет и атомную пушку». Калибр первого составлял 420 мм, а второй – 406 мм. То есть, советские конструкторы сделали, казалось бы, невозможное – орудие супер-линкора установили на доработанное гусеничное шасси тяжелого танка Т-10.«Атомная пушка» получила название 2А3 «Конденсатор-2П», а миномёт – 2Б1 «Ока». Оба орудия должны были уничтожать жизненно важные объекты противника на дальности до 25 километров, как с помощью обычных боеприпасов, так и ядерных. Самоходная установка «Конденсатор» весила 64 тонны, а миномет «Ока» – 55 тонн. 570-килограммовый 406 мм снаряд летел на дальность 24,5 км, а «Ока», используя реактивную 670-килограммовую 420 мм мину, могла «достать» противника на дальности 45 километров. Как нетрудно догадаться, при выстреле пушки и миномета шасси испытывало огромные нагрузки, что потребовало долгой и дорогостоящей доводки всей конструкции. Однако 7 ноября 1957 года «Конденсатор» и «Ока» участвовали в параде на Красной площади, вызвав изумление у многих военных атташе. Некоторые из них не поверили, что перед ними прошли не бутафорские, а серийные «атомные» пушки и минометы.Несмотря на достигнутый эффект, советские военные особой радости не испытывали. Пушка и миномет стоили очень дорого, их габариты и вес накладывали определенные ограничения на эксплуатацию (один ствол «Оки» достигал в длину 20 метров). Следовательно, доставка их на позицию и подготовка к стрельбе были очень хлопотным и непростым делом. Один процесс погрузки на железнодорожную платформу мог занимать несколько часов. Но самое главное – у них появилась альтернатива. В СССР к началу шестидесятых годов были разработаны тактические, самоходные ракетные комплексы, которые были дешевле чем атомные пушка и миномет, более простыми в производстве, легче и компактнее, но самое главное, могли стрелять дальше и имели модернизационный потенциал. Вот почему «Ока» и «Конденсатор» простояли на вооружении всего четыре года, после чего были отправлены «в запас».