Статьи

Как быть, если на скорости потерялись тормоза

Большинство водителей не придает особого значения работе тормозной системы, а ведь это первая и самая важная линия защиты, хотя ее таковой и не воспринимают.

Именно поэтому чаще всего тормозная система страдает по недосмотру и недомыслию. А вслед за ней страдают и сами водители, расслабленные стабильной работой тормозов. В экстренной ситуации, когда жмешь на педаль, а в ответ - тишина, немногие водители найдут в себе силы не потерять контроль над собственным автомобилем. Поэтому проведем небольшой ликбез и разберем, как действовать в ситуации, когда остались без тормозов.

Одной из самых частых причин неожиданной пропажи тормоза является обрыв тормозного шланга и, как следствие, утечка тормозной жидкости. Иногда к пропаже тормозов приводит халатность. К примеру, когда при завершении работа на сервисе забыли прокачать педаль до появления давления.

Конечно, тормоза могут и не отказать полностью, а сильно потерять в эффективности. Такое бывает на неухоженных автомобилях с изношенными тормозными расходниками или, к примеру, с гигроскопичной тормозной жидкостью, в которой из-за конденсата образовалось большое количество воды. Поэтому нужно следить за ее уровнем в бачке и за плотно закрытой крышкой.

Но допустим, тормоза все же пропали. Что делать? Во-первых, не теряемся и стараемся действовать максимально четкой и быстро. В таких ситуациях нет места панике и спешке.

Выбор стратегии выживания зависит от множества факторов: местность и ее рельеф, качество дорожного полотна, погодные условия, время суток и многие другие. Сперва может показаться, что на это нет времени, но все же включаем аварийку - так вы покажете другим участника движения, что у вас проблемы.

Сразу обозначим, чего делать нельзя ни в коем случае: не глушите двигатель. Тормозная система оснащена усилителем, который не будет работать без запущенного мотора. От него работает и усилитель руля, так что если вы заглушите мотор, останетесь еще и без управления.

Если есть ощущение, что педаль просто проваливается, не старайтесь "вернуть" тормоза частыми нажатиями на нее. Это только ухудшит положение и вы оставите систему без жидкости вовсе. Нужно плавно и сильно зажать педаль тормоза, создав хоть какое-то давление в системе.

Маневрировать нужно осмысленно. Если деваться особенно некуда, следует в рамках возможности "покачать" автомобиль из стороны в сторону. Это даст больше маневра для тормозного пути. Если есть съезд на пустую проселочную дорогу или вы едете вдоль обочины, то есть смысл съехать на нее.

Сегодня почти любой автомобиль имеет возможность вручную переключать передачи. Про классическую "механику" и так понятно - просто стараемся плавно скидывать передачи, отпуская сцепление. На автомате даже и думать нечего - просто переводим рычаг в "плюс-минус" и щелкаем вниз, но без спешки.

Разумеется, вы и сами догадались о ручнике. Но тут важно помнить, что поможет только классический "палочный" ручник, а не электронный кнопочный. Выжимать рычаг стоит плавно, чтобы не сорвать автомобиль в малоуправляемый занос.

Если же деваться совсем некуда и места для маневров в дефиците, то стоит попробовать более радикальные методы экстренной остановки. К примеру, использовать высокий бордюр или рельсу отбойника в качестве тормоза.

Чтобы не допускать подобных ситуаций, нужно всегда следить за состоянием автомобиля. А в случае возникновения подобных ситуаций - быть готовым к действию без промедлений.