«Суперджеты» начали теряться в пространстве
Альтернативная навигация оказалась несовершеннойПо данным газеты «Коммерсантъ», авиакомпании попросили производителя «Суперджетов», компанию «Иркут», разрешить установку альтернативных навигационных баз данных (НБД). ПО ушедшего из России французского производителя Thales перестало обновляться ещё в 2022 году. «Иркут» одобрил применение баз данных компании «Авиа-брифинг» как единственного поставщика.
Крупнейший эксплуатант SSJ, «Россия», уже попросила в связи с возникшими проблемами заменить систему на альтернативную разработку ГК по ОрВД. В «Иркут» ответили, что данная разработка пока не сертифицирована. Пилоты, опрошенные источником, подтвердили наличие ошибок в работе внутренней навигации. Из апрельского протокола совещания в Росавиации следует, что главные штурманы «Газпром-авиа» и Red Wings подтверждали критику «России» в отношении баз «Авиа-брифинга».
В «России» пояснили, что «вопрос применения навигационных баз данных находится в компетенции производителя авиатехники, который совместно с авиавластями определяет условия допуска поставщиков этих данных». Другие перевозчики ситуацию не прокомментировали.
Напомним, что встроенная навигационная база данных оценивает местоположение самолёта, в том числе с помощью инерциальных систем. Она обладает большей точностью, чем навигация на планшетах, и взаимодействует с автопилотом. В НБД содержится информация, необходимая для построения полёта: о точках маршрута, взлётно-посадочных полосах, процедурах захода на посадку по приборам. На российских картах могут пропадать точки: пилотам приходится прописывать их вручную. В настоящее время большинство перевозчиков используют и российские планшеты SmartSkyPro от ЦАИ. Ранее в планшеты загружались базы данных Lido от немецкой Lufthansa или Jeppesen (США).
Ранее, напомним, стало известно, что к концу 2030 года парк SSJ-100 сократится до 28 штук. Пока самолётов этого типа эксплуатируется более 150. Продолжению использования «Суперджетов» мешает неосвоенный ремонт горячей части иностранных двигателей. На ремоторизацию самолётов больших надежд нет – это чрезвычайно дорогая процедура. Эксперты считают, что выводить SSJ-100 из эксплуатации авиакомпании начнут уже через год.