Любой «стекломой» на спиртовой основе относится к категории опасных веществ. То есть безвредной незамерзайки просто не существует. Но так ли это? Власти приучили нас на законодательном уровне, что нелегальная незамерзайка — лютое зло, от которого следует держаться подальше. Если она сделана на основе метанола, лучше бежать без оглядки, так как это очень вредная для здоровья жидкость даже если ее не пить, а использовать по назначению. Тем не менее, это утверждение не совсем соответствует правде. Но важно заметить, что такая паленая незамерзайка вредит не только здоровью, но и автомобилю. Расскажем подробнее, в чем вся соль. Прежде всего, оговоримся, что базой для любой незамерзайки является спирт. Именно он делает ее зимней, не позволяя кристаллизоваться при отрицательных температурах.И тут же заметим, что любой «стекломой» на спиртовой основе относится к категории опасных веществ. То есть безвредной незамерзайки просто не существует. При этом в качестве основы для незамерзайки используется несколько видов спирта. Самые распространенные: этиловый, изопропиловый и метиловый. Очевидно, что применение первого — этилового — экономически нецелесообразно. Это дорогой спирт, использующийся для производства спиртных напитков. Ни один человек в здравом уме не будет поливать стекла алкоголем. При этом незамерзайка на основе метилового спирта в нашей стране запрещена. И это несмотря на прекрасные рабочие свойства и низкую стоимость. Европа же, славящаяся в нашей стране вольностью взглядов и скудоумием (по официальной версии), вполне легально использует подобную продукцию без опасений нанести вред здоровью.Раз уж мы отсекли запрещенный и дешевый метиловый и дорогой этиловый, остается изопропиловый, на основе которого и делается вся легальная незамерзайка. Здесь-то и кроется подвох. Все спирты имеют разную температуру замерзания. При этом именно изопропиловый спирт имеет худшие характеристики. Достаточно отметить, что если незамерзайка должна на 70% состоять из него, чтобы не замерзнуть при морозе до 30 градусов. Разумеется, при минус 25 жидкость уже будет достаточно густой. Будет плохо литься и мыть стекло. Представьте, сколько придется лить отдушки, чтобы перебить неприятную спиртовую вонь, характерную для изопропила. Конечно, у метилового спирта действительно есть существенный недостаток — он гораздо токсичнее двух других. Его и правда вредно не только принимать внутрь, но даже дышать парами. Для сравнения предельно допустимая концентрация метанола в воздухе рабочей зоны равна 5 мг/м3. У изопропила — 10 мг/м3, а у этилового спирта — 1000 мг/м3. Понятно, что при каждом обильном поливании стекла в машине будет пахнуть. Но тут есть один нюанс.Во-первых, у метилового спирта гораздо ниже температура замерзания — минус 97 градусов. То есть для создания выносливой незамерзайки его потребуется гораздо меньше, чем изопропила. К тому же, жидкость на его основе лучше моет, так что и лить придется не так много. А раз лить придется не так много, то и запаха и ПДК в воздухе будет тоже ниже. Правда, особенности культуры потребления спиртных напитков в России сводят на нет все амбиции применения метилового спирта для создания качественной незамерзайки. Тем не менее, достичь ПДК метанола в салонном воздухе чрезвычайно сложно. На это намекает и отсутствие запрета на вещество в других странах, пекущихся о здоровье своих граждан, к примеру, в США, Канаде или Финляндии. А в постановлении главного государственного санитарного врача от 23 мая 2000 года № 4, ставшем основой для введения запрета на метанол в России, и вовсе прямо сказано: «использование стеклоомывающих жидкостей на основе метанола по назначению не оказывает вредного воздействия на здоровье человека, что подтверждается многолетней практикой применения их за рубежом и отсутствием отравлений в нашей стране». Так почему же все-таки не стоит пользоваться запрещенной незамерзайкой? Вспомним, что в начале материала мы говорили о вреде не только для организма, но и для автомобиля. Дело в том, что в состав кустарно произведенной незамерзайки на метаноле входит вода и краситель, придающий зеленый или синий оттенок жидкости. Конечно, здес будет использоваться совершенно никак не очищенная вода, богатая минеральными примесями.Из-за применения дешевых красителей, плохо растворимых в воде, в бачке омывателя и на стенках трубок магистрали образуется плохо смываемая пленка, которая со временем превращается в слой, похожий на накипь. Куски этого слоя будут отваливаться и забивать собой моторчик и жиклеры. Результат: отказ системы подачи омывайки. Но больше всего от метаноловой паленки страдают фары! Автомобили, оснащенные омывателями фар, оборудованы отдельным моторчиком, который отвечает за подачу жидкости в шланги, клапаны и форсунки, которые открываются по достижении высокого давления. Конечно, забитые клапаны и форсунки не смогут обеспечить нужного давления. При этом забитые форсунки начинают потихонечку бесконтрольно стравливать жидкость, опустошая бачок за считанные минуты. Чаще всего в таких случаях водители просто отключают систему омывателя фар.Чистка всей системы с заменой всех необходимых клапанов и форсунок занимает немало времени и стоит ощутимых денег. Так что нужно дважды подумать прежде, чем лить в бачок отраву кислотного цвета. К тому же, нерабочая система омывателей фар не позволит пройти техосмотр.