В чем реальная опасность паленой незамерзайки
Власти приучили нас на законодательном уровне, что нелегальная незамерзайка — лютое зло, от которого следует держаться подальше. Если она сделана на основе метанола, лучше бежать без оглядки, так как это очень вредная для здоровья жидкость даже если ее не пить, а использовать по назначению.
Тем не менее, это утверждение не совсем соответствует правде. Но важно заметить, что такая паленая незамерзайка вредит не только здоровью, но и автомобилю. Расскажем подробнее, в чем вся соль.
Прежде всего, оговоримся, что базой для любой незамерзайки является спирт. Именно он делает ее зимней, не позволяя кристаллизоваться при отрицательных температурах.
И тут же заметим, что любой «стекломой» на спиртовой основе относится к категории опасных веществ. То есть безвредной незамерзайки просто не существует.
При этом в качестве основы для незамерзайки используется несколько видов спирта. Самые распространенные: этиловый, изопропиловый и метиловый. Очевидно, что применение первого — этилового — экономически нецелесообразно. Это дорогой спирт, использующийся для производства спиртных напитков. Ни один человек в здравом уме не будет поливать стекла алкоголем.
При этом незамерзайка на основе метилового спирта в нашей стране запрещена. И это несмотря на прекрасные рабочие свойства и низкую стоимость. Европа же, славящаяся в нашей стране вольностью взглядов и скудоумием (по официальной версии), вполне легально использует подобную продукцию без опасений нанести вред здоровью.
Раз уж мы отсекли запрещенный и дешевый метиловый и дорогой этиловый, остается изопропиловый, на основе которого и делается вся легальная незамерзайка. Здесь-то и кроется подвох.
Все спирты имеют разную температуру замерзания. При этом именно изопропиловый спирт имеет худшие характеристики. Достаточно отметить, что если незамерзайка должна на 70% состоять из него, чтобы не замерзнуть при морозе до 30 градусов. Разумеется, при минус 25 жидкость уже будет достаточно густой. Будет плохо литься и мыть стекло.
Представьте, сколько придется лить отдушки, чтобы перебить неприятную спиртовую вонь, характерную для изопропила.
Конечно, у метилового спирта действительно есть существенный недостаток — он гораздо токсичнее двух других. Его и правда вредно не только принимать внутрь, но даже дышать парами. Для сравнения предельно допустимая концентрация метанола в воздухе рабочей зоны равна 5 мг/м3. У изопропила — 10 мг/м3, а у этилового спирта — 1000 мг/м3. Понятно, что при каждом обильном поливании стекла в машине будет пахнуть. Но тут есть один нюанс.
Во-первых, у метилового спирта гораздо ниже температура замерзания — минус 97 градусов. То есть для создания выносливой незамерзайки его потребуется гораздо меньше, чем изопропила. К тому же, жидкость на его основе лучше моет, так что и лить придется не так много. А раз лить придется не так много, то и запаха и ПДК в воздухе будет тоже ниже.
Правда, особенности культуры потребления спиртных напитков в России сводят на нет все амбиции применения метилового спирта для создания качественной незамерзайки.
Тем не менее, достичь ПДК метанола в салонном воздухе чрезвычайно сложно. На это намекает и отсутствие запрета на вещество в других странах, пекущихся о здоровье своих граждан, к примеру, в США, Канаде или Финляндии.
А в постановлении главного государственного санитарного врача от 23 мая 2000 года № 4, ставшем основой для введения запрета на метанол в России, и вовсе прямо сказано: «использование стеклоомывающих жидкостей на основе метанола по назначению не оказывает вредного воздействия на здоровье человека, что подтверждается многолетней практикой применения их за рубежом и отсутствием отравлений в нашей стране».
Так почему же все-таки не стоит пользоваться запрещенной незамерзайкой? Вспомним, что в начале материала мы говорили о вреде не только для организма, но и для автомобиля.
Дело в том, что в состав кустарно произведенной незамерзайки на метаноле входит вода и краситель, придающий зеленый или синий оттенок жидкости. Конечно, здес будет использоваться совершенно никак не очищенная вода, богатая минеральными примесями.
Из-за применения дешевых красителей, плохо растворимых в воде, в бачке омывателя и на стенках трубок магистрали образуется плохо смываемая пленка, которая со временем превращается в слой, похожий на накипь. Куски этого слоя будут отваливаться и забивать собой моторчик и жиклеры. Результат: отказ системы подачи омывайки.
Но больше всего от метаноловой паленки страдают фары! Автомобили, оснащенные омывателями фар, оборудованы отдельным моторчиком, который отвечает за подачу жидкости в шланги, клапаны и форсунки, которые открываются по достижении высокого давления. Конечно, забитые клапаны и форсунки не смогут обеспечить нужного давления.
При этом забитые форсунки начинают потихонечку бесконтрольно стравливать жидкость, опустошая бачок за считанные минуты. Чаще всего в таких случаях водители просто отключают систему омывателя фар.
Чистка всей системы с заменой всех необходимых клапанов и форсунок занимает немало времени и стоит ощутимых денег. Так что нужно дважды подумать прежде, чем лить в бачок отраву кислотного цвета. К тому же, нерабочая система омывателей фар не позволит пройти техосмотр.