Опубликовано 28 октября 2021, 18:48
5 мин.

Как установить зимние колёса самому, не дожидаясь отмены локдауна

Нерабочие дни и закрытые СТО – не повод для расстройства
В России со дня на день наступит полноценная зима, а многие автомобили до сих пор передвигаются на «лете». В связи с введением режима нерабочих дней, вызванных очередной вспышкой коронавируса, автосервисам и шиномонтажным мастерским законодательно рекомендовано прекратить обслуживать клиентов. Часть шиномонтажей закрылась до лучших времён, другая – работает полунелегально. Что делать простым гражданам? Ответ прост: заменить шины с летних на зимние в большинстве случаев можно своими силами. И денег сэкономите, и мышцы разомнёте! Это не настолько сложно, как может показаться.
Depositphotos

Всегда ли можно справиться с заменой шин самому

Сразу оговоримся, есть небольшой нюанс. Наши рекомендации касаются лишь тех водителей, в распоряжении которых имеется уже собранный комплект колёс для зимы. Речь не идёт о сборке и балансировке – выполнить эти операции на должном уровне теперь можно только при наличии спецоборудования. Бескамерные шины почти невозможно надеть на диски в условиях простого гаража. Даже если вы обладаете богатырской силой и рвётесь в бой, стоит поумерить пыл. Вы скорее повредите диски и покрышки, чем соберёте новые колёса. Если требуется именно собрать колёса, а не просто поменять одни на другие, стоит заняться поиском работающей мастерской или воспользоваться услугами мобильного шиномонтажа.

Что понадобится для замены

Смена летних колёс на зимние, как правило, обходится без специализированного дорогостоящего инструмента. Какие-то особенные знания вам также не потребуются. Менять колёса учат даже в автошколе. Базовые знания о замене колёс можно получить, открыв любую инструкцию по эксплуатации к любому автомобилю. Домкрат, ровная площадка с твёрдым покрытием, баллонный ключ и компрессор – вот и весь нехитрый набор, который вам понадобится. Но этого набора может и не хватить, и вот почему.

Важные и не всегда приятные нюансы

Если прежде вы пользовались исключительно услугами автосервисов и шиномонтажных мастерских, вы можете физически не снять колёса с машины. Сервисмены обычно не утруждают себя протяжкой болтов и гаек нужным моментом – они закручивают их пневмоинстументом, повреждая и вытягивая резьбу (так быстрее и проще). Если у вас нет высококачественного колёсного ключа и отрезка мощной трубы, вас могут поджидать проблемы: штатный баллонник из багажника при попытке отвернуть колесо нередко гнётся и ломается.

Аналогичным образом ведёт себя и штатный домкрат. К этому устройству стоит относиться с особой осторожностью. Комплект шанцевого инструмента не предназначен для постоянного использования, он, что называется, сугубо «любительский». Вопрос стоит не в том, не сложится ли под весом автомобиля штатный домкрат, а как быстро он сдастся. Даже если вы уже поднимали машину этим устройством раз, два, пять и даже десять, не относитесь к нему с большим доверием. По возможности воспользуйтесь гидравлическим домкратом от проверенного производителя – так надёжнее и безопаснее.

Алгоритм действий при замене

Перед началом замены колёс автомобиль в обязательном порядке нужно поставить на «ручник». На «механике» можно дополнительно включить первую или заднюю передачу, на «автомате» – установить селектор в «паркинг». Обезопаситься от возможного отката машины можно, установив специальные противооткатные башмаки или, к примеру, положив перед колёсами кирпичи. Все манипуляции нужно осуществлять только на ровной твёрдой поверхности. Если замена колёс производится в полевых условиях, под опору домкрата можно подложить широкую доску, чтобы равномерно распределить нагрузку на грунт.

Как установить зимние колёса самому, не дожидаясь отмены локдауна

© Depositphotos

Далее нужно установить домкрат под усиление порога автомобиля, сориентировав его площадку так, чтобы она попадала в специально предназначенное место. Такое место обычно отмечается на кузове стрелкой. Затем вам нужно немного приподнять домкратом автомобиль – настолько, чтобы колесо не оторвалось от земли.

Теперь вам нужно попытаться ослабить колёсные болты или гайки. После того, как они начнут вращаться без существенного сопротивления, необходимо полностью вывесить колесо.

Оторвав колесо от земли, не спешите его снимать. Для начала подставьте под порог специальную стойку или какое-то иное страховочное устройство. К примеру, подложите запасное колесо. Если автомобиль по какой-то причине соскочит с домкрата, это может уберечь вас и ваш автомобиль от травм.

Как установить зимние колёса самому, не дожидаясь отмены локдауна

© Depositphotos

Убедившись, что машина надёжно зафиксирована, открутите полностью болты или гайки и снимите колесо, а затем установите на его место колесо с зимней покрышкой. Затяните болты или гайки, чтобы колёсный диск прижался к фланцу ступицы.

Теперь можно вытащить страховочную подставку и опустить домкрат.

Как не натворить бед при сезонной смене шин

Окончательная затяжка колеса производится в момент, когда оно уже стоит на земле. Эта операция производится в очерёдности крест-накрест. Осуществлять затяжку можно шанцевым баллонным ключом. Этот инструмент изготовлен таким образом, что перетянуть резьбу им достаточно сложно: при слишком большом усилии он начинает скручиваться. Ещё лучше – воспользоваться при затяжке динамометрическим ключом и тянуть болты или гайки моментом, предписанным конкретно для вашего автомобиля. В большинстве случаев на легковушках момент затяжки колёс варьируется от 105 до 140 Нм.

Чего вам точно делать не стоит, так это прыгать на баллоннике: затяжка осуществляется руками. О пневмоинструменте также лучше забыть.

Как установить зимние колёса самому, не дожидаясь отмены локдауна

© Depositphotos

Колесо заменено. Осталось проверить в нём давление и, по необходимости, поднять до нужного уровня. Посмотреть, какое именно давление должно быть в колесе, можно на стойке водительской двери или на торце самой двери.

Аналогичным образом меняются все остальные колёса автомобиля.

Нюансы при установке зимних колёс

Устанавливая на автомобиль зимние колёса, обратите пристальное внимание на протектор шин – его остаточная высота не должна быть меньше 4 мм.

Второй момент связан с особенностями конкретных моделей покрышек. Шины с направленным рисунком протектора следует устанавливать, ориентируясь на направление вращения (rotation). Если ваш комплект шин имеет асимметричный рисунок, ориентироваться следует на надписи inside и outside – внутренняя и наружная сторона соответственно.

Если комплект покрышек изношен неравномерно, наиболее «свежие» шины ведущие шинники рекомендуют устанавливаются на заднюю ось – это обеспечивает высокие сцепные свойства в поворотах и помогает избежать заноса. Однако не стоит забывать и о том факте, что передние шины обычно истираются быстрее задних.

Автомобильные новости