Как не натворить бед при сезонной смене шин
Для начала напомним, что шины, - единственное, что связывает ваш автомобиль с дорожной поверхностью. Почти любая оплошность при замене резины потенциально может привести к трагическим последствиям, а значит, к процессу замены зимних шин на летние нужно отнестись с пристрастием.
Когда менять
Спешить с заменой зимних шин на летние нет никакого смысла. Шинники и профильные специалисты сходятся во мнении: переобувать машину нужно, когда среднесуточное значение температуры достигнет плюс пяти-семи градусов по Цельсию. Это универсальное правило, работающее всегда. В европейской части России такая температура обычно устанавливается в середине апреля. Чистый асфальт – не повод отправляться на шиномонтаж. Погода переменчива: никто не гарантирует, что завтра дорогу не укроет снегом, да и ночные заморозки никто не отменял.
Как оценить состояние резины
Дождавшись правильного времени для смены "зимы" на "лето", не спешите переобуваться. Сперва трезво оцените состояние покрышек, которые планируете установить. При неправильном хранении шины могут сильно деформироваться и прийти в негодность. Не забывайте, что покрышки, снятые с колёсных дисков, должны храниться только в вертикальном положении. Накачанные колёса в сборе могут ждать своего часа в любом положении – в подвешенном состоянии или в стопке. Главное – в тёмном и прохладном месте. Отслоение протектора, сильный износ, грыжи на колесе и порезы на боковинах – веский повод для того, чтобы отправиться в магазин за новой резиной. Равно как и преклонный возраст покрышек. Даже при минимальном износе резина стареет и теряет сцепные свойства. Пять лет для шины – солидный возраст.
Сколько шин менять
Случается, что при эксплуатации машины истирается одна или две покрышки ведущей или управляемой оси (к примеру, из-за чрезмерно агрессивной эксплуатации или сбитого сход-развала). В этом случае перед автомобилистом встаёт вопрос, как поступить – докупить одну шину, пару или заменить комплект полностью. Правила, напомним, допускают попарное применение шин разных моделей, но одинаковой размерности и сезонности. Докупать одну покрышку мы настоятельно не рекомендуем, даже в случае если она полностью идентична остальным трём. Она будет уже совершенно иного возраста и из другой партии – сцепные и эксплуатационные свойства могут быть иными. Резко тормозить, проходить виражи и преодолевать мокрые участки на разношёрстном комплекте станет опасно. В крайнем случае меняйте шины парами. Применение летних шин на одной оси и зимних на другой чрезвычайно опасно, поэтому официально запрещено.
Как проверить диски
Повреждённые колёсные диски – ещё один источник смертельной опасности. Перед сезонной сменой покрышек каждый диск в обязательном порядке должен быть тщательно отмыт, осмотрен на предмет повреждений, коррозии, и трещин. Кривые, замятые диски имеют сильный дисбаланс и быстро убивают резину – не ней очень быстро появляются проплешины. Эксплуатация "литья" и "ковки" с трещинами рано или поздно приводит к полному разрушению диска со всеми вытекающими. Ржавые штампованные диски имеют свойство "травить" воздух через места посадки – по всему периметру. Спустить такое колесо может очень быстро и неожиданно для автовладельца.
Делать ли балансировку
Балансировка колёс выполняется всегда при монтаже покрышки на диск. Если у вас один комплект колёсных дисков на "зиму" и "лето", экономить на балансировке не стоит. Если комплектов два, этим советом можно пренебречь – при условии, что у вас нет замечаний к равномерности износа резины и отсутствии биения на руле.
Выставлять ли заново сход-развал
С углами установки колёс всё немного сложнее. Сход-развал при сезонной смене шин можно не регулировать, если размерность летних и зимних шин и параметры дисков на "лето" и "зиму" абсолютно одинаковые. Если это не так, установка летней резины приведёт к изменению плеча обката. В этом случае выставлять сход-развал заново необходимо. Иначе вы рискуете быстро "убить" не только сами шины, но и ступичные подшипники, а также элементы подвески автомобиля.
Что, куда и как ставить
При установке покрышек и колёс важно соблюсти направленность вращения, а также грамотно распределить резину по осям. Если комплект покрышек изношен неравномерно, наиболее свежие шины устанавливаются на заднюю ось – это обеспечивает высокие сцепные свойства в поворотах и помогает избежать заноса. Но не стоит забывать, что передние шины обычно истираются быстрее задних. Неправильная установка шин приводит к ухудшению управляемости автомобиля и быстрому износу протектора.
Как домкратить машину
При попытке самостоятельно смены колёс водители подвергают себя опасности. Не пытайтесь проводить эту операцию с помощью шанцевого инструмента. Домкрат, которым автопроизводители комплектуют машины на заводе, - это разовый инструмент, непригодный для постоянного использования. Через энное количество подъёмов машины он просто ломается. Весь вопрос, когда именно это случится.
Не меньшую опасность таит в себе смена шин у горе-профессионалов. В попытке урвать денег и ускорить процесс смены колёс многие шиномонтажники вывешивают автомобили за середину кузова – одним-единственным домкратом. Замятые элементы днища – естественное и предсказуемое последствие такой спешки. Увидели "парящий" автомобиль без пары колёс по борту, - лучше присмотритесь к другой шинной мастерской.
Как тянуть болты
Отваливающиеся на ходу колёса – ещё одно естественное следствие непрофессионального подхода гаражных умельцев и липовых профессионалов. При замене колёс резьба не смазывается – она лишь очищается от ржавчины и иных загрязнений. Затяжка пневмопистолетом недопустима. Все болты или гайки тянутся по схеме крест-накрест (от болта к болту по диагонали). Если точек крепления пять, пользуются схемой 1-4-2-5-3, если шесть - 4-5-2-3-6. Производить данную операцию нужно динамометрическим ключом с предписанным моментом. Это гарантирует, что резьба не повредится и что колесо не раскрутится на ходу. Более того, после такой затяжки вы без проблем сможете открутить колесо штатным баллонником, не прыгая на рукоятке и не прибегая к помощи волшебной трубы.
Сколько качать
Давление в колёсах автомобилей сильно разнится в зависимости от конкретной модели транспортного средства, оси установки и даже загрузки машины. Универсальный подход в две "атмосферы" работает далеко не всегда. При смене шин в обязательном порядке нужно выставить давление, указанное на специальной наклейке или в инструкции к вашему авто – пользуясь заведомо исправным манометром. Несоблюдение этого требования приводит к быстрому износу шин, ухудшению плавности хода и управляемости, росту расхода топлива.