Чем опасна «Автодата» для простых водителей (или полезна)
Комментарии экспертаРазобраться в тонкостях внедрения платформы «Автодата» сайту quto.su помог генеральный директор ГК АВТОDOM Андрей Ольховский. Эксперт подчеркнул, что система может оказаться действительно полезной, однако подтвердил, что есть и некоторые подводные камни, игнорировать которые не стоит.
В соответствии с проектом ГОСТ «Платформа Автодата. Состав данных», с которым ознакомилась газета «Коммерсантъ», в систему «Автодата» должен будет поступать колоссальный объём данных – от органов власти (включая информацию о владельцах, правонарушениях и техосмотрах), автопроизводителей, дилеров, управляющих компаний автодорог и, разумеется, самих автомобилей граждан. В перечень передаваемых персональных данных войдут сведения о водителе, его пассажирах, а также VIN-номере транспортного средства. И без того гигантский список может расшириться.
Почти все выпускаемые автомобили с конвейера оснащаются телематикой, отслеживающей технические параметры. Услуги обработки данных предоставляют автоконцерны. Персональные данные поставщики такого сервиса не собирают. С внедрением обязательной «Автодаты» ситуация изменится: автопроизводителей обяжут доработать софт и передавать информацию в единую систему. По словам генерального директора ГК АВТОDOM Андрея Ольховского, «Автодата» станет логическим продолжением систем «ЭРА-Глонасс» и «Платон», которые уже стали «коробочными» решениями.
С технической точки зрения «Автодата» — логическое продолжение систем «ЭРА-Глонасс» и «Платон», которые представляют из себя «коробочные» решения. Первая – это аналог европейской eCall, который устанавливается на новые автомобили, производимые или ввозимые в РФ. В случае ДТП система в автоматическом режиме посылает сигнал в контакт-центр, раскрывая степень тяжести инцидента и данные геолокации.
Андрей Ольховский
генеральный директор ГК АВТОDOM
Специалист подчеркнул, что «Автодата» концептуально находится ближе именно к «Платону», поскольку «собирает намного больше данных, чем «ЭРА-Глонасс», и используется для увеличения контроля над коммерческими большегрузами». Разница в том, что «Платон» собирает данные о движении грузовиков массой более 12 тонн. «Автодата» же будет отслеживать абсолютно все автомобили, зарегистрированные на ИП и организации.
По словам Ольховского, преимущества у системы «Автодата» действительно есть, отрицать их бессмысленно. Сбор основных данных об автомобиле и состоянии водителя имеет несколько преимуществ.
Во-первых, такие технологии повышают безопасность дорожного движения: усталость водителя и неисправность автомобиля нередко становятся причинами ДТП, не говоря о состоянии алкогольного опьянения. Последнее можно определить с помощью соответствующих датчиков в виде, например, алкозамков, которые в перспективе могут стать одним из элементов разрабатываемой экосистемы «Автодата».
Во-вторых, сбор данных осуществляется с целью применения на практике. Благодаря технологиям машинного обучения и Big Data информацию можно будет использовать для оптимизации работы транспортной сети. В наивысшей степени это актуально для мегаполисов, где от алгоритмов работы светофоров, конфигурации дорожной разметки и загруженности улиц в определённое время суток зависит скорость передвижения личного, коммерческого и общественного транспорта. Благодаря машинному обучению и анализу собираемых данных городские дептрансы смогут эффективно наладить движение автомобилей в разных районах субъекта. То же самое касается компаний, которые завязаны на перевозке грузов. Сюда входят и представители автобизнеса, для которых эффективное выстраивание логистики – залог своевременной передачи товара покупателю.
Андрей Ольховский
генеральный директор ГК АВТОDOM
Впрочем, остаются и нерешённые вопросы, которые тревожат представителей бизнеса. Они касаются, не в последнюю очередь, безопасности хранения информации.
Её сбор планируется осуществлять в автоматизированном режиме с помощью множества датчиков, после чего данные отправляются на сервер, где они хранятся. Получаемые базы данных, если не будет обеспечена должная защита, могут попасть в руки к злоумышленникам, которые обязательно найдут им неправильное применение, связанное с мошенничеством и «сливом» персональных данных владельцев и водителей автотранспорта.
Андрей Ольховский
генеральный директор ГК АВТОDOM
В «Объединении автопроизводителей России» в этой связи уже призвали ограничить объёмы передаваемой информации только данными, необходимыми для обеспечения безопасного дорожного движения. Автопроизводители настаивают на том, что остальная информация должна передаваться исключительно на добровольной основе. В противном случае это приведёт к удорожанию выпускаемой продукции и поставит крест на развитии телематики отдельно взятых концернов.
Согласно спецификации, «Автодата» записывает данные с интервалом в 1 минуту и отправляет их на сервер раз в четверть часа. Учитывая, что датчиков, соединённых с «Автодатой» будет больше, чем с «ЭРА-Глонасс», для хранения собранной с сотен тысяч автомобилей информации потребуются кластер ёмкостью в множество петабайт. Соответственно, для корректной работы системы потребуются большие затраты на хранение данных, что серьёзно повлияет на цену установки и владения модулем «Автодата».
Андрей Ольховский
генеральный директор ГК АВТОDOM
Оператор системы апеллирует к тому, что автопроизводители и сейчас получают данные от своей продукции – бесплатно. После внедрения «Автодаты», якобы, появится возможность продажи генерируемой информации. Помешать реализации проекта в обозримом будущем может продолжающийся дефицит микросхем.
Существует внешняя угроза, которая может помешать реализации проекта. Это мировой дефицит микросхем. Дело в том, что элементы «Автодаты» полностью завязаны на производстве микрочипов, которые используются при сборке датчиков, блоков управления и прочих элементов создаваемой экосистемы.
Андрей Ольховский
генеральный директор ГК АВТОDOM