У легендарной «пятерки» E34 1988–1996 годов выпуска на сегодняшний день есть два основных состояния — измученный жизнью «зомби» или идеальный музейный экспонат. Но даже видавшие виды машины с квадратными метрами ржавчины, держащемся на краске кузове и салоном, в котором как будто взорвалась граната, задерживают на себе взгляд. Остатки былого величия проступают через многочисленные боевые шрамы и невольно заставляют воскликнуть: «Хоть и хлам, а все равно красивая...» Одежка и содержание BMW 5 Series E34 — это в первую очередь страстный дизайн! Итальянский художник Эрколь Спада под контролем шеф-стилиста Клауса Люте проделал великолепную работу. Эстетика предшествующей поджарой «пятерки» E28 с акульим передком получила логичное и чрезвычайно удачное развитие. А как прекрасна так называемая «широкомордая» рестайлинговая E34 (на главной фотографии)! Кстати, впервые появившийся в линейке универсал Touring оказался едва ли не лучше седана.Экстерьер гармонировал с характером. Лихой E34 не страшился уличных драк, благо располагал ставшими впоследствии легендарными двигателями. Четырехцилиндровый M40B18 объемом 1,8 литра (111 л.с.) на начальной BMW 518i ничем примечательным не запомнился, чего не скажешь о рядных «шестерках» семейства M50. Особенно прославилась модификация 525i мощностью до 189 л.с.Большие шестикотловые моторы M30 (3,0 и 3,5 литра) в начале девяностых передали эстафету новым V8 серии M60 — 3,0- и 4,0-литровым (215 л.с. и 282 л.с.). Как показала практика, топовая версия с механической коробкой передач и умелым водителем по сей день способна удивить пилотов на достаточно современной и шустрой технике. Полный привод для избранного E34 — первая полноприводная «пятерка» в истории. Точнее говоря, система досталась только исполнению 525ix с мотором «два и пять». К слову, не первому BMW со всеми ведущими колесами. Все началось в конце восьмидесятых с «трешки» 325ix поколения E30, которая имела блокируемый межосевой дифференциал и распределение тяги между передней и задней осью при прямолинейном равномерном движении в соотношении 37:63.У пятой серии эволюция той системы. Среди её особенностей пропорция 36:64 по умолчанию, блокировка «центра» муфтой с электромагнитным управлением и возможность передавать до 100% крутящего момента на одну из осей. Задний дифференциал E30 блокировался вискомуфтой, в то время как на E34 применили многодисковую муфту с электрогидравлическим управлением. Интересно, что всепогодная «пятерка» также отличалась рулевой рейкой вместо редуктора у моноприводных собратьев. Ее величество «эмка» Впервые свирепая M5 дебютировала в предыдущем поколении 5-й серии, E28. Неприметная и яростная, заряженная 3,5-литровым шестицилиндровым мотором мощностью до 286 л.с. она подготовила достойный плацдарм для преемника. Жаль, интересный автомобиль очень редок. Компания сподобилась на выпуск всего 2241 экземпляров.Следующая «эмка» на базе E34 вышла в свет практически одновременно с гражданскими вариациями и заметно превосходила предшественника. За ширмой концепции «волка в овечьей шкуре» скрывался недюжинный потенциал. С 1988 по 1992 год спортседан комплектовался 3,6-литровой атмосферной «шестеркой» S38B36 (315 л.с. и 360 Нм), а затем сменил её на еще более грозный двигатель S38B38 объемом 3,8 литра (340 л.с. и 400 Нм).В отличие от заклятого соперника Mercedes-Benz 500 E/E 500 W124 с безальтернативным «автоматом», баварский спорткар оснащался только механической КП. По динамике он почти идентичен штутгартскому «волку» — ускорение до сотни занимает порядка шести секунд. Отличные параметры для автомобиля тридцатилетней давности, но одичавший Opel Lotus Omega был быстрее. это больше Lotus, чем Opel: рядный шестицилиндровый мотор объемом 3,6 литра с двумя турбокомпрессорами Garrett T25 (382 л.с. и 568 Нм), «механика» от Chevy Corvette ZR-1 и задний самоблокирующийся дифференциал не оставляли шансов соперникам. До 100 км/ч «МегаОпель» разгонялся всего за пять секунд.Найти сохранившийся Lotus Omega непросто. Построено всего-навсего 950 штук, причем немалое их количество погибло в дорожных баталиях. Лихие пилоты переколотили много «эмок», но их физически произведено значительно больше — 12 254 экземпляров. Alpina — это сила! Заводские M5 — не самые мощные и динамичные «тридцатьчетверки». Истории известен зверь покруче, хотя и не являющийся заводским BMW. В 1989 году тюнинг-ателье Alpina выкатила суперседан B10 BiTurbo на базе… нет, не «эмки» с высокофорсированным мотором, а модификации 535i. Шестицилиндровый агрегат «три и пять» взбодрили двумя турбонагнетателями, распредвалом с измененным профилем кулачков, облегченными поршнями и дополнили более производительной системой охлаждения. В совокупности апгрейды взвинтили отдачу до 365 л.с. и 508 Нм.Спринт до сотни за 5,7 секунды, максималка — 290 км/ч. Alpina если и уступала «Опелю», то самую малость и входила в элитный клуб быстрейших четырехдверок своей эпохи. В отличие от расфуфыренного Lotus Omega заряженная «пятерка» старалась не афишировала свою ярость. Ее выдавали лишь колеса фирменного альпиновского дизайна, характерная графика на кузове, лаконичный обвес и спортивное оформление салона. До 1995 года компания построила 507 штук B10 BiTurbo. Завидуем тем, у кого в гараже стоит такая красотка! Суровый киногерой E34 неоднократно светилась в отечественных и зарубежных фильмах. Например, на темно-зеленом седане ездил один из подонков в остросюжетной драме «Ворошиловский стрелок». BMW в состоянии «пристрелите меня скорее» сыграла курьезную роль в черной комедии «Жмурки».Киношным триумфом стал эпизод боевика «Ронин» с Жаном Рено и Робертом Де Ниро, в котором дорестайлинговая M5 пытается стряхнуть с хвоста настырный Peugeot 406. Все съемки натуральные, без компьютерной графики и потому очень захватывающие. Понравилась статья? О подобных выдающихся автомобилях мы рассказываем в рубрике «5 фактов о».