Опубликовано 08 апреля 2022, 08:00
4 мин.

Легенда девяностых: 5 фактов о «пятерке» BMW E34

В первые постсоветские годы о баварской 5-й серии мечтал каждый нормальный пацан. Теперь живые экземпляры разыскивают ценители
У легендарной «пятерки» E34 1988–1996 годов выпуска на сегодняшний день есть два основных состояния — измученный жизнью «зомби» или идеальный музейный экспонат. Но даже видавшие виды машины с квадратными метрами ржавчины, держащемся на краске кузове и салоном, в котором как будто взорвалась граната, задерживают на себе взгляд. Остатки былого величия проступают через многочисленные боевые шрамы и невольно заставляют воскликнуть: «Хоть и хлам, а все равно красивая...»

Одежка и содержание

BMW 5 Series E34 — это в первую очередь страстный дизайн! Итальянский художник Эрколь Спада под контролем шеф-стилиста Клауса Люте проделал великолепную работу. Эстетика предшествующей поджарой «пятерки» E28 с акульим передком получила логичное и чрезвычайно удачное развитие. А как прекрасна так называемая «широкомордая» рестайлинговая E34 (на главной фотографии)! Кстати, впервые появившийся в линейке универсал Touring оказался едва ли не лучше седана.

Легенда девяностых: 5 фактов о «пятерке» BMW E34

Экстерьер гармонировал с характером. Лихой E34 не страшился уличных драк, благо располагал ставшими впоследствии легендарными двигателями. Четырехцилиндровый M40B18 объемом 1,8 литра (111 л.с.) на начальной BMW 518i ничем примечательным не запомнился, чего не скажешь о рядных «шестерках» семейства M50. Особенно прославилась модификация 525i мощностью до 189 л.с.

Легенда девяностых: 5 фактов о «пятерке» BMW E34

Большие шестикотловые моторы M30 (3,0 и 3,5 литра) в начале девяностых передали эстафету новым V8 серии M60 — 3,0- и 4,0-литровым (215 л.с. и 282 л.с.). Как показала практика, топовая версия с механической коробкой передач и умелым водителем по сей день способна удивить пилотов на достаточно современной и шустрой технике.

Полный привод для избранного

E34 — первая полноприводная «пятерка» в истории. Точнее говоря, система досталась только исполнению 525ix с мотором «два и пять». К слову, не первому BMW со всеми ведущими колесами. Все началось в конце восьмидесятых с «трешки» 325ix поколения E30, которая имела блокируемый межосевой дифференциал и распределение тяги между передней и задней осью при прямолинейном равномерном движении в соотношении 37:63.

Легенда девяностых: 5 фактов о «пятерке» BMW E34

У пятой серии эволюция той системы. Среди её особенностей пропорция 36:64 по умолчанию, блокировка «центра» муфтой с электромагнитным управлением и возможность передавать до 100% крутящего момента на одну из осей. Задний дифференциал E30 блокировался вискомуфтой, в то время как на E34 применили многодисковую муфту с электрогидравлическим управлением. Интересно, что всепогодная «пятерка» также отличалась рулевой рейкой вместо редуктора у моноприводных собратьев.

Ее величество «эмка»

Впервые свирепая M5 дебютировала в предыдущем поколении 5-й серии, E28. Неприметная и яростная, заряженная 3,5-литровым шестицилиндровым мотором мощностью до 286 л.с. она подготовила достойный плацдарм для преемника. Жаль, интересный автомобиль очень редок. Компания сподобилась на выпуск всего 2241 экземпляров.

BMW M5 E34

BMW M5 E34

Следующая «эмка» на базе E34 вышла в свет практически одновременно с гражданскими вариациями и заметно превосходила предшественника. За ширмой концепции «волка в овечьей шкуре» скрывался недюжинный потенциал. С 1988 по 1992 год спортседан комплектовался 3,6-литровой атмосферной «шестеркой» S38B36 (315 л.с. и 360 Нм), а затем сменил её на еще более грозный двигатель S38B38 объемом 3,8 литра (340 л.с. и 400 Нм).

Mercedes-Benz E 500

Mercedes-Benz E 500

В отличие от заклятого соперника Mercedes-Benz 500 E/E 500 W124 с безальтернативным «автоматом», баварский спорткар оснащался только механической КП. По динамике он почти идентичен штутгартскому «волку» — ускорение до сотни занимает порядка шести секунд. Отличные параметры для автомобиля тридцатилетней давности, но одичавший Opel Lotus Omega был быстрее. это больше Lotus, чем Opel: рядный шестицилиндровый мотор объемом 3,6 литра с двумя турбокомпрессорами Garrett T25 (382 л.с. и 568 Нм), «механика» от Chevy Corvette ZR-1 и задний самоблокирующийся дифференциал не оставляли шансов соперникам. До 100 км/ч «МегаОпель» разгонялся всего за пять секунд.

Opel Lotus Omega

Opel Lotus Omega

Найти сохранившийся Lotus Omega непросто. Построено всего-навсего 950 штук, причем немалое их количество погибло в дорожных баталиях. Лихие пилоты переколотили много «эмок», но их физически произведено значительно больше — 12 254 экземпляров.

Alpina — это сила!

Заводские M5 — не самые мощные и динамичные «тридцатьчетверки». Истории известен зверь покруче, хотя и не являющийся заводским BMW. В 1989 году тюнинг-ателье Alpina выкатила суперседан B10 BiTurbo на базе… нет, не «эмки» с высокофорсированным мотором, а модификации 535i. Шестицилиндровый агрегат «три и пять» взбодрили двумя турбонагнетателями, распредвалом с измененным профилем кулачков, облегченными поршнями и дополнили более производительной системой охлаждения. В совокупности апгрейды взвинтили отдачу до 365 л.с. и 508 Нм.

Легенда девяностых: 5 фактов о «пятерке» BMW E34

Спринт до сотни за 5,7 секунды, максималка — 290 км/ч. Alpina если и уступала «Опелю», то самую малость и входила в элитный клуб быстрейших четырехдверок своей эпохи. В отличие от расфуфыренного Lotus Omega заряженная «пятерка» старалась не афишировала свою ярость. Ее выдавали лишь колеса фирменного альпиновского дизайна, характерная графика на кузове, лаконичный обвес и спортивное оформление салона.

До 1995 года компания построила 507 штук B10 BiTurbo. Завидуем тем, у кого в гараже стоит такая красотка!

Суровый киногерой

E34 неоднократно светилась в отечественных и зарубежных фильмах. Например, на темно-зеленом седане ездил один из подонков в остросюжетной драме «Ворошиловский стрелок». BMW в состоянии «пристрелите меня скорее» сыграла курьезную роль в черной комедии «Жмурки».

Киношным триумфом стал эпизод боевика «Ронин» с Жаном Рено и Робертом Де Ниро, в котором дорестайлинговая M5 пытается стряхнуть с хвоста настырный Peugeot 406. Все съемки натуральные, без компьютерной графики и потому очень захватывающие.

Понравилась статья? О подобных выдающихся автомобилях мы рассказываем в рубрике «5 фактов о».

Автомобильные новости