Надо ли греть двигатель зимой?
У большинства автовладельцев мотор в первые минуты после зимнего пуска нет-нет, да помолотит на холостых оборотах, вне зависимости от их убеждений. Во-первых, очень часто приходится чистить машину после снегопада и отскребать наледь с окон. Во-вторых, некоторым необходимо покурить перед поездкой и подождать, пока обогрев «разморозит» кожаную обивку сидений после ночного простоя. Забегая вперед, отметим, что прогрев важен, но истина, как водится, посередине.
Мороз-воевода с дозором
Нелюбовь двигателей к пуску в морозы объясняется неравномерностью прогрева: холодный агрегат не может вдруг резко и одномоментно стать горячим. Если говорить о технических жидкостях, то быстрее всего «потеплеет» антифриз, в то время как маслу требуется больше времени. Минеральные смазочные материалы сильно густеют при температуре минус 20 — минус 25 градусов. Несоизмеримо более популярная синтетика выдерживает температурные режимы поэкстремальнее.
С внутренними частями мотора происходит интересная картина, дающая представление о том, почему лучше подождать немного, прежде чем отправляться в путь.
Быстрее всего прогревается днище поршня от поступления топливно-воздушной смеси, а вот, скажем, области с канавками под поршневые кольца требуется больше времени, поскольку здесь происходит контакт с холодными стенками цилиндров. Каталитический нейтрализатор, находящийся в выпускной системе, греется дольше всего и именно поэтому выхлоп сразу после пуска не шибко экологичен — соты, в которых происходит реакция по нейтрализации вредных веществ, попросту недостаточно нагрелись для полноценной реакции. Кстати, о чистоте выхлопа и совести. Компания Mercedes-Benz вернула в строй рядные «шестёрки» вовсе не из ностальгических страданий по славным временам, а исходя из насущной необходимости. На смену «овощному» и оторванному от реальности европейскому ездовому циклу NEDC (New European Driving Cycle) пришла более объективная методика замеров WLTP (Worldwide harmonized Light vehicle Test Procedure) и прежние уловки с ней уже не пройдут. «Шесть в ряд» позволяют перенести нейтрализующее устройство как можно ближе к камере сгорания, прогревать его максимально быстро и, таким образом, оперативно приводить токсичность отработанных газов к норме.
Читайте также
Сколько километров «жизни» теряет двигатель при холодном пуске — ещё одна горячая тема, время от времени поднимающаяся в интернет-сообществах. Варианты встречаются разные: одни утверждают, что мотор, оживший в морозной утренней дымке при минус 25 градусов за бортом, недосчитается пары тысяч километров, другие ограничиваются цифрой в сотни километров. Кстати, диапазон от нескольких десятков до сотни-другой ряд экспертов считают наиболее реалистичным. Надо понимать, что точную цифру никто и никогда не назовет, хотя бы в силу разного технического состояния ДВС, степени износа, конструктивных особенностей и залитого масла. Формула, позволяющая рассчитать волнующую величину, нам никогда не встречалась. Вам, полагаем, тоже.
Бить или не бить?
Если по педали газа, то однозначно нет. Мы придерживаемся мнения, что двигатель определенно нужно греть! Весь вопрос в том, сколько и как именно. Ждать, пока стрелка температуры охлаждающей жидкости встанет вертикально, вы будете долго и за это время подпортите воздух. Считается, что при сильном холоде достаточно подождать до пяти минут: за это время мотор достаточно нагреется и будет готов к умеренным нагрузкам. Повторимся, умеренным! Это означает, что некоторое время лучше двигаться в спокойном режиме при 2000-2500 об/мин., не переходя на повышенные.
Конечно, вы вольны поступать по-своему и отправляться в путь сразу после того, как мотор ожил, но не забывайте: дорожная жизнь непредсказуема. Выезжаете вы со двора в благодушном состоянии и вдруг — опасная ситуация, необходимость нажать на газ посильнее. Движок холодный и, как следствие, риск ускоренного износа. Получается следующее: в первые мгновения после запуска, пока масло разгонится по всем закоулкам мотора, агрегат работает «всухую». Немаловажно и то, что старт в туманную даль без предварительного прогрева на месте не позволяет ДВС в должной степени подготовиться к привычным нагрузкам. В частности, туго приходится канавкам поршневых колец, которые разрушаются под воздействием повышенных нагрузок в непрогретом состоянии.
Другой вариант — автомобиль застрял и приходится вытягивать его из снежной западни газом. Уважаемый читатель наверняка усмехнется: что мешает подождать чуть-чуть и только потом учинять спасательную операцию общерайонного масштаба? Давайте начистоту — окажись вы в подобной ситуации, то продолжили бы прогрев, вися в сугробе, или начали незамедлительно решать проблему? То-то же. Другой пример — душа банально захотела рок-н-ролла, читай, бодрого старта. Привычка заводить движок и рвать с места, как это практикуют некоторые индивидуумы, способна сделать своё черное дело. Если агрегат не дал дуба после десятка-двух таких стартов, то это отнюдь не означает, что вы сознательно не сокращаете его ресурс.
Напомним про один секрет, который для многих никаким секретом не является — не включайте на полную катушку печку сразу после поворота ключа зажигания. Толку от этого никакого: теплый воздух из дефлекторов пойдет лишь после мало-мальского прогрева мотора, поскольку печка отбирает тепло у ДВС. Ведь именно её включают в летнюю жару при риске перегрева. Ну, а если желание садиться в теплый автомобиль непреодолимо, то автозапуск вам в помощь. Отметим и такое замечательное устройство, как предпусковый подогреватель двигателя, который также позволяет привести температурные условия пребывания в салоне к человеческим.
Фильтр для ушей прилагается
У автопроизводителей свой взгляд на проблему. Они всячески успокаивают клиентуру доверительно кивая, мол, в морозы прогрев не нужен. Что ж, брендам важна бесперебойная работоспособность машины в гарантийный срок, а её дальнейшая судьба — головная боль исключительно второго, третьего или сто третьего владельца. И не надо обманывать себя иллюзиями. Маловероятно, что какой-нибудь именитый производитель нынче так же озабочен безграничным ресурсом двигателя, как двадцать-тридцать лет назад. Нынче балом правит экология, требующая жертв.
Нам же остается холить и лелеять наши машины и не забывать о простых правилах. Подождав несколько минут, вы не обкрадёте себя, зато определенно продлите жизнь недешевому агрегату.