История4 мин.

Секреты инкассаторских машин: почему ограбить их почти невозможно

Чтобы хоть как-то обезопасить деньги, серийные машины решили защищать стальными листами.

© Антон Денисов / РИА Новости

Почему инкассаторские автомобили почти невозможно ограбить. Служба инкассации при Госбанке СССР появилась в 1939 году. Но никто о защите машин тогда не задумывался — не было повода. Советские преступники крайне редко пытались ограбить «сундук на колесах». Но ситуация начала менять ближе к концу 80-х годов, когда в стране начали появляться первые коммерческие банки. Встал вопрос об обеспечении безопасности.

Поскольку в СССР с инкассаторскими машинами было негусто, начали закупать бронеавтомобили из Европы. Например, немецкие Eurocom и Armet Armored Vehicles Inc. Ltd. Но все же, это были именно броневики. А первый полноценный инкассаторский автомобиль появился лишь в 1988 году.

Пионером в этой области принято считать РАФы, которые оснащались сварным металлическим кузовом от французской фирмы Labbe. Всего было создано 62 машины. Первый инкассаторский блин получился комом. РАФы (RAF-Labbe) основательно переделали под тяжелый кузов, внедрив в шасси рулевое управление и переднюю ось от Mercedes и Peugeot.

Но помогло слабо, поскольку для ходовой французский «панцирь» оказался слишком тяжелым. Из-за этого проседала подвеска, могли отказать тормоза. А иногда и вовсе отваливался передний мост. Шалила и электрика, которая оказалась не готова к сильным перепадам температуры.

© quto.su

Поэтому и водитель, и охрана ездили с риском оказаться запертыми внутри броневики из-за очередного глюка электроблокировки дверей. Кстати, охрана жаловалась на переднюю бойницу. Дело в том, что ее расположение оказалось крайне неудачным. Поэтому вести прицельный огонь не представлялось возможным.

Когда занавес рухнул, в молодую Россию хлынули уже более интересные и продуманные броневики. Основную массу составляли «Мерседесы», «Форды» и «Фиаты». Большинство из них были явно не первой свежести, но все равно котировались куда выше, нежели РАФы.

Но отечественные автопроизводители пытались сделать что-то свое. Наиболее удачным вариантом тех лет стала УАЗовская «Буханка». Ее в инкассаторский автомобиль превращала фирма «Конструкционный алюминий». Делала это контора, что называется, лоскутно и халтурно, оставляя большие щели между пластинами, зато дешево.

© quto.su

Была еще контора Fontauto, которая покрывала бронированными пластинами уазовские «козлики» и КамАЗы. Но стоили модифицированные машины очень дорого, поэтому позволить их себе могли только самые богатые в 90-х годах банки.

В 1992 году в Москве начала работу фирма «Техника», которая переоборудовала отечественные УАЗы, «Нивы» и прочие серийные машины под инкассаторские нужды.

В настоящее время в нашей стране бронированием машин занимается около двух десятков компаний. Причем в броневики они превращают и отечественные автомобили, и зарубежные. Причем машины могут быть как моно-, так и полноприводными.

© quto.su

Cменилась и главная задача. Если раньше от инкассаторских машин требовалась лишь мощная защита, теперь к этому добавилась скорость. Автомобиль должен уметь быстро покинуть место нападения.

Поэтому колеса инкассаторских машин оснащаются специальным пластиковым каркасом. Он позволяет в случае повреждения шины оставаться автомобилю на ходу, а не сверкать искрами от диска.

Что касается брони. По общемировым стандартам есть шесть степеней защиты. Первый, по сути, уже вышел из обихода, поскольку это бронирование способно остановить разве что пули от «Наганов» и «Макарова.

© quto.su

Шестой класс для инкассаторских машин тоже не приемлем. Дело в том, что эти автомобили, по сути, являются уже настоящими бронетранспортерами, которые выдержат обстрел из практически любого современного стрелкового оружия. Но, они очень тяжелые, громоздкие и медлительные.

К тому же у них скромная грузоподъемность и фантастический ценник. Поэтому большинство инкассаторских машин бронируются по второму или третьему классу, за счет чего выдерживают попадание из АКМ и АК-74, при этом остаются быстрыми и маневренными.

По стандартам, качественное бронирование может пропустить лишь три-четыре выстрела из ста. Если больше, то такой автомобиль считается бракованным. Банки, которые заказывают машины, выдвигают компаниям специфические требования. Например, для Сбербанка важно, чтобы дверь салона была распашной, а не сдвижной (хотя и такие варианты есть в автопарке «зелёного»).

© quto.su

Особое внимание уделяется видеокамерам. Чаще всего их восемь. Они расположены по периметру авто и внутри. Причем курсовая (находится за лобовым стеклом и ведет запись дорожной ситуации) и внешние – обязательно с инфракрасной подсветкой. Все полученные данные оседают на жёстком диске объёмом в терабайт.

Подавляющее большинство современных инкассаторских машин оснащено системой автоматического пожаротушения. Она находится в моторном отсеке. Там же – система предпускового обогревателя силового агрегата. На крыше обычно располагается белый маячок. Его включают только в одном случае – при нападении. Тоже самое касается и сирены. В сейфе-накопителе находятся специальные приспособления.

В случае крайней необходимости, когда грабители все-таки сумели ворваться в авто, они приводят деньги в неплатежеспособное состояние при помощи химических препаратов. Ловушка с краской может сработать автоматически при попытке вскрытия замка либо быть приведена в действие дистанционно.