Библиотека2 мин.

Каталог машин и тракторов 1933 года: что собирали в СССР до войны

90 лет назад основной упор предприятия делали на грузовую и сельскохозяйственную технику

© rusneb.ru

В царской России автомобильная и сельскохозяйственная промышленность практически отсутствовала. Однако после революции власти решили это исправить, так что в 1919 году было создано первое в стране управление государственных заводов — ГУТАП, в которое входило три предприятия. В результате к 1933-му удалось построить 6 автомобильных заводов, 3 тракторных, было организованы тресты по изготовлению запчастей и смежных производств. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой редакция quto.su смогла ознакомиться с каталогом техники, которую собирали в нашей стране почти век назад.

«Таких темпов роста не знает ни одна страна в мире. Бурный рост авто-тракторостроения значительно превышает темпы развития этой отрасли промышленности в самой передовой капиталистической стране — США», — утверждают авторы издания.

Также уточняется, что «наиболее болезненные» этапы организации промышленности остались позади, а впереди — «период упорной борьбы», освоение сложной техники и доведение предприятий до проектной мощности.

Так, на территории Москвы в то время работало четыре площадки: это автозаводы имени Сталина и Молотова, фабрика по выпуску пожарных машин и арматурное производство. Кроме того, сборка автомобилей и сельскохозяйственной техники была налажена в Ярославле, Горьком (сегодня — Нижний Новгород), Сталинграде (сегодня — Волгоград), Харькове, Уфе и Челябинске.

Приоритетом в советское время был выпуск не легковушек, а грузовиков — появление собственного транспорта оказывало значительное влияние на модернизацию и повышение производительности других отраслей. Помимо этого, важным элементом развития транспортной системы стало создание отечественных пассажирских автобусов, в том числе повышенного комфорта, которые могли перевозить людей как внутри городов, так и на дальние расстояния.

Не обошли инженеры вниманием и специальную технику. Так, развивать промышленность было непросто без пожарных машин, со сложными на тот период насосами на шасси АМО-4 и ГАЗ-АА, которые были способны выдавать до 1400 и 1000 литров воды в минуту. В первом случае размер пожарной бригады составлял 12 человек, во втором — 6 человек, а сиденья для них размещались в кузове. Начальник огнеборцев мог ехать в кабине вместе с шофёром.

В повышении доступности медицинской помощи огромное влияние оказали санитарные машины, построенные на базе «полуторки» ГАЗ-АА.

Одной из немногих легковых моделей, доступных простым людям, был компактный фаэтон ГАЗ-А. Машина оснащалась четырёхместным салоном, мягкой складной крышей, 3,28-литровым двигателем с отдачей 38 лошадиных сил, панелью приборов со спидометром, амперметром и указателем уровня топлива, также базовое оборудование включало набор инструмента для ремонта.

Более подробно ознакомиться с книгой о советских автомобилях 1933 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

К слову, Россия в течение многих лет считалась страной с крайне плохими дорогами. Но фермерам нужно было не только добираться по ним до места назначения, но и успешно выполнять свою работу. Поэтому конструкторы создали целую линейку тракторов для бездорожья: от версий с безвоздушными «зубастыми» колёсами до огромных брутальных машин на гусеницах.

Источник:rusneb.ru