«Автомобильная жизнь и спорт» России осенью 1909 года
Стоит отметить, что само издание появилось после объединения отдельных «Автомобиля» и «Спорта» в один журнал. Причём к тому времени еженедельник уже считался одним из самых авторитетных в дореволюционной России, а от конкурентов его отличали качественные иллюстрации новых моделей и их компонентов, а также подробное техническое описание разных аспектов.
Кстати, на первом этапе автомобилисты получали журнал бесплатно, но позднее издатель ввёл плату 4 рубля, а спустя год увеличил цену до 5 рублей в год или 2,5 рублей за шесть месяцев.
В то время люди только начинали покорять небо, и одним из первых шагов в этом направлении стало появление воздушных шаров. На одном из них решили прокатиться писатель Александр Куприн, а также именитый петербургский пилот Сергей Уточкин.
«Весьма занятно описывает своё путешествие г. Куприн. Прежде всего сообщает, что ему было страшно… Удивительный народ эти современные писатели! Приехал фотограф к Леониду Андрееву, просил попозировать для кинематографа — Автор “Анатемы” согласился, но потом говорит что страшно. Куприну страшно лететь в корзине шара. Третьему — автомобиль страшно, велосипед — тоже страшно. Где их нервы», — пишет редактор.
Сам полёт состоялся в Одессе 13 сентября 1909 года. По словам писателя, ранним утром он выглянул в окно, оценил погодные условия и пришёл к выводу, что задуманное пройдёт «совершенно благополучно».
Однако когда Куприн приехал на аэродром, он не ожидал, что сам шар нужно надувать.
«Конечно, первое, что я увидел, был шар. Но он вовсе не был похож на шар, а на шляпу гриба, только гигантских размеров, приблизительно величиной с главный соборный купол. Жёлтого цвета, похожий на цвет жёлтого пластыря. Эта огромная грибная шляпа слегка покачивалась, вздувалась и опадала. Зрелище меня немного удивило. До сих пор я ни разу в жизни не видал аэростата и по своей неопытности и легкомыслию предполагал, что это что-нибудь вроде детских игрушечных шаров, которые гроздьями продаются на улице, только, конечно, немного большего размера», — рассказал литератор. Он пояснил, что во время инструктажа ему обещали, что шар будет готов примерно к обеду. При этом группа воздухоплавателей набралась внушительная, и в большинстве своём в ней преобладали мужчины.
Читайте также
Когда воздушный шар всё же поднялся в воздух, Куприн осознал это не сразу, а только когда оказалось, что «люди внизу вдруг почему-то стали неестественно маленькими».
«Совсем напрасно меня предупреждали о том, что первые секунды подъёма на аэростате сопряжены со страданиями, несколько напоминающими приступы морской болезни и происходящими от раскачивания корзины. Я положительно уверяю, что совсем не заметил момент отделения от земли», — делится впечатлениями от первого полёта писатель.
Кстати, примерно в тоже время, 11 сентября, в Гатчине совершил свой первый полёт легендарный в то время французский лётчик Жорж Леганье. Кстати, именно он стал первым пилотом самолёта в России, Швеции и Австрии, а также первым авиатором в истории, который поднялся на высоту более 10 000 футов (3048 метров).
Читайте также
Более подробно ознакомиться с журналом Автомобильная жизнь и спорт от 10 октября 1909 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
Помимо этого, 15 и 19 сентября Леганье провёл несколько демонстрационных полётов на аэроплане Буазень и мотором в 50 сил на беговом ипподроме в Москве. Впрочем, прошли они неудачно из-за слишком тяжёлой конструкции: в первый день не удалось взлететь выше 5—6 метров, во второй — не более чем на 10 метров. А из-за очень маленьких размеров площадки все полёты осуществлялись исключительно по прямой