Опубликовано 23 сентября 2023, 14:32
2 мин.

Паровозы в 1896 году: от пассажирских до танковых

Какой железнодорожный транспорт использовался в России
Становление рельсового транспорта дало мощный толчок развитию российской экономики и практически всем областям промышленности. Кроме того, именно появление пассажирского сообщения между городами и внутри них послужило притоку жителей в крупнейшие населённые пункты с вокзалами. В качестве одного из наиболее ярких примеров можно привести Москву. А благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция quto.su смогла внимательно ознакомиться с каталогом паровозов, которые использовались на Юго-Западных железных дорогах в конце XIX века.
rusneb.ru

Линейка рельсового транспорта включала в себя пассажирские паровозы, шести- и восьмиколёсные товарные, танковые, а также снегоочистители и паровоз «Кран».

Наиболее быстроходными были пассажирские модели: французский S-ТЕ Alsacienne De Mulhouse 1891 года, собранный в Одессе «Ю.-З.» 1895 года.

Также авторы упоминают товарно-пассажирские паровозы, однако к тому времени конструкция была уже устаревшей. Так, в царской России использовались машины, собранные в Калуге и Коломне, в Париже (Франция), Берлине, Линдене и Ганновере (Германия), Лидсе (Великобритания).

К концу 1895 года по железной дороге курсировали товарно-пассажирские паровозы, выпущенные в период с 1872 по 1879 год. Стоит отметить, что большинство иностранных моделей дорабатывалось для российских условий эксплуатации специалистами Юго-Западной железной дороги в Киеве.

Также уточняется, что все машины оборудованы тормозами Вестингауза. Они были запатентованы в 1872 году и, по сути, являлись первой надёжной системой, для работы которых используется сжатый воздух. К слову, по некоторым сведениям, в ряде стран Европы технология использовалась до 1980-х годов.

Частично выпуском паровозов для перевозки грузов занимались отечественные предприятия в Санкт-Петербурге, подмосковной Коломне, селе Людиново Калужской области, Одессе, городе Бежице (сегодня — один из районов Брянска) и Воткинске (Удмуртия).

Однако, в большинстве своём, это были машины европейского производства. На российских железных дорогах использовалась техника производства заводов, расположенных в Бельгии, Германии, Австрии, Франции, а также американском Нью-Джерси.

Кстати, некоторые немецкие модели проходили модернизацию на предприятиях Юго-Западной железной дороги под танковые — то есть здесь не было отдельного тендера, а необходимые для работы котла топливо и вода хранилась в локомотиве в специальных ёмкостях — танках. Впрочем, модельный ряд большей части европейских заводов позволял танк-паровозы, которые не нуждаются в доработках.

А вот снегоочистители — техника довольно специфическая, так что её поставками в Россию занималась единственная фабрика, расположенная в Копенгагене. Выпуск таких паровозов начался в 1895 году, а от стандартных моделей их можно было отличить по массивным отвалам, которые позволяли расчистить траншею шириной 3414 мм.

Более подробно ознакомиться с книгой о советских автомобилях 1933 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

В Одессе, тем временем, наладили выпуск паровозов-кранов на базе французских танковых Anjubault образца 1874 года. Такая техника была способна поднимать вес до 2 тонн на высоту до 2000 мм, а вылет крана при повороте подъёмного механизма составлял 5000 мм.

Автомобильные новости