Статьи

Топ 10 самых быстрых отечественных автомобилей

Первые быстрые автомобили наши соотечественники начали строить ещё в царские времена. С приходом советской власти страсть к скорости ничуть не угасла. Представляем вашему вниманию самые удивительные и быстрые отечественные автомобили.

Любовь к быстрой езде, как известно, у каждого русского в крови. Первые по-настоящему быстрые автомобили наши соотечественники начали строить ещё в царские времена. С приходом советской власти страсть к скорости ничуть не угасла. Представляем вашему вниманию самые удивительные и быстрые отечественные автомобили.

Гоночные машины Руссо-Балт

Автомобили, выпускавшиеся в царской России в самом начале XX века под брендом Руссо-Балт, сегодня наверняка могли бы составить конкуренцию именитой немецкой люксовой троице, если бы судьба не подвергла страну революционным испытаниям.

Первый автомобиль на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) был выпущен 21 июня 1909 года. И уже совсем скоро отечественная продукция «Руссо-Балт» стала узнаваемой во всём мире благодаря высокой надёжности и спортивным победам. Все детали для легковых машин серий «К-12», «С-24» и «Е-15» предприятие создавало самостоятельно. Линейка «С-24» стала не просто массовой, но и легла в основу первых отечественных гоночных машин.

В 1912 году Андрей Нагель на специально созданном для него «Руссо-Балт С24/55» принял участие в Ралли Монте-Карло, где занял 9-е место в общем зачёте. Автомобиль Нагеля был интересен своими доработками. Объём стандартного 4,5-литрового двигателя увеличили до 4,9 литра, поршни заменили на алюминиевые, тем самым увеличили отдачу до 55 л. с. Цепной привод на задние колёса заменили на вал с карданным шарниром.

Позже на базе «С24» был создан и первый в российской истории гоночный прототип, получивший за свою внешность имя «Русский огурец». Его 4,9-литровый мотор развивал рекордные для того времени 58 л. с. Максимальная скорость машины достигала 120–130 км/ч. В 1913 году гонщик Иванов установил на автомобиле «Руссо-Балт C24/58» абсолютный рекорд скорости для отечественных машин — 143,4 км/ч на расстоянии одной версты. На счету Руссо-Балта значится и ещё одно достижение — машина отечественной марки стала первой, добравшейся до вершины Везувия.

Прототипы на базе ГАЗ-А

С приходом новой власти советским людям стало не до гонок. Первые попытки создания спортивных машин в Советском Союзе датируются 30-ми годами. Тогда энтузиасты Гирель, Цыпулин, Жаров, Клещёв и другие строили всевозможные гоночные прототипы на базе ГАЗ-А: ГАЗ-А-Спорт, ГАЗ-М1-Спорт, ГАЗ-А и ГАЗ-ЦАКС.

Наиболее интересным из них оказался прототип ГАЗ-ЦАКС, построенный в Москве на базе Центрального автомотоклуба спорта (ЦАКС). Создатель машины, В. И. Цыпулин, использовал рядный четырёхцилинровый силовой агрегат объёмом 3 285 см³ от ГАЗ-М1. Движок получил алюминиевую головку блока цилиндров и увеличенную до 6,0 степень сжатия. Мощность силового агрегата достигала 60 л. с. Расчётная скорость составляла 135 км/ч. Машина получилась невероятно лёгкой — 900 кг. При этом во время её транспортировки снимались крылья и фары.

Однако идея оказалась бесперспективной: первые же заезды прототипов на базе ГАЗ-А показали, что они не способны перебить даже установленный в царское время рекорд скорости. Однако интересен сам факт постройки удивительных машин — только посмотрите на обводы этих прототипов!

ГАЗ-ГЛ-1

Но жажда скорости ни на секунду не отпускала советских инженеров. В 1938 году в СССР был создан первый заводской гоночный автомобиль на базе серийного ГАЗ М-1. ГАЗ-ГЛ-1 построили всего в двух экземплярах. Часть деталей была взята от стандартного ГАЗ-М-1. На серийную раму установили открытый двухместный кузов. Двигатель авто серьёзно форсировали: подрос диаметр клапанов, использована модернизированная головка блока цилиндров. Всё это повысило мощность с 50 до 65 л. с. Одновременно конструкторы поработали над снижением массы. Это позволило машине развить в 1938 году 147 км/ч.

Спустя два года был разработан новый, ещё более мощный закрытый прототип на платформе ГАЗ-11-73. Мощность 6-цилиндрового 3,4-литрового движка, снабжённого твин-карбюратором, разогнали до 100 л. с. В сочетании с доработкой корпуса это позволило достичь фантастических для советских реалий 161,87 км/ч.

ЗИС-101А-Спорт

В том же 1938 году в Союзе был создан ещё один уникальный автомобиль, разогнавшийся на испытаниях до 168 км/ч. ЗИС-101А-Спорт разработки московского Завода Имени Сталина построен на базе лимузина ЗИС-101. Мощность 8-цилиндрового двигателя повысили с 90 до 141 л. с. 2,5-тонный лимузин понравился И. Сталину, однако дальше выпуска единственного прототипа дело так и не пошло. На машине применялось множество инновационных технических решений: использован карбюратор с падающим потоком, кованые алюминиевые шатуны из алюминиевого сплава, шейки коленчатого вала без вкладышей; подвеску снабдили стабилизаторами поперечной устойчивости, а в трансмиссии впервые в СССР применили гипоидную передачу. Но всё это не позволило машине разогнаться до расчётных 180 км/ч.

ГАЗ Торпедо

В 1951 году на мощностях «ГАЗа» был разработан гоночный автомобиль, известный под именем «Торпедо», модель СГ-2. Болид создавался по аналогии с самолётами: каркас и кузовные панели выполнены из алюминия, а форма максимально приближена к каплевидной. В качестве двигателя использовался 2,5-литровый 6-цилиндровый форсированный мотор ГАЗ-20 с нагнетателем. Мощность силовой установки довели до 105 л. с. Двигатель агрегатировался с трёхступенчатой коробкой передач без синхронизаторов. Лёгкий вес в сочетании с обтекаемой формой позволил уникальной машине разгоняться до 190 км/ч. Спорткар смог установить два рекорда всесоюзного значения.

«Сокол-650»

А вот и первый отечественный гоночный болид, созданный в 1952 году по спецификации Формулы-2. «Сокол-650» — творение не совсем отечественное: над его созданием работали инженеры немецкой компании Auto Union, перебравшиеся после войны в СССР и обосновавшиеся в Научно-техническом бюро автомобилестроения. Болид с задним расположением 12-цилиндрового 2,0-литрового двигателя должен был принять участие в мировом чемпионате. Во время тестовых испытаний автомобиль смог развить 175 км/ч. Однако на чемпионате Москвы 1952 года плохо подготовленные 790-килограммовые «Соколы» мощностью 152 л. с. и расчётной максималкой в 260 км/ч столкнулись со множественными проблемами и были «сосланы» в музей Дрездена, так и не стартовав в мировых первенствах.

«Харьков-6»

Тем временем в Харькове талантливый конструктор В. Никитин разработал уникальный прототип, способный побить очередной рекорд скорости — «Харьков-6». За основу автомобиля была взята ходовая часть от М-1. В качестве движка использовался силовой агрегат «Победы». Главной фишкой машины стало применение турбонаддува, увеличивающего отдачу двигателя ГАЗ-М-20 почти в четыре раза. Кроме того, в двигателе применялось сразу два верхних распредвала. После доработок рабочий объём мотора уменьшился с 2,5 до 2,0 литров, что не помешало создателю в 1953 году развить на автомобиле скорость в 282 км/ч. Это достижение продержалось без малого десять лет.

ГАЗ ТР

ГАЗ ТР (официальное название ГАЗ-СГ3) — первый в мире автомобиль отечественной разработки, снабжённый турбореактивным двигателем. Машину создали в 1954 году силами специалистов Горьковского автозавода. Проект под руководством Смолина был направлен на установку нового мирового рекорда максимальной скорости для дорожных автомобилей. В качестве силового агрегата прототипа использовался 1 000-сильный двигатель от истребителя МиГ-17. Расчётная скорость могла превышать 700 км/ч. Транспортное средство, напоминающее внешне скорее самолёт, нежели автомобиль, по иронии судьбы так и не смогли разогнать свыше 300 км/ч: испытания завершились аварией из-за несоответствия характеристик шин возможностям автомобиля. Невероятно, но пилот отделался лишь переломом пальца на ноге благодаря авиационным ремням безопасности, впервые установленным в дорожный автомобиль.

«Пионер-2М»

В 60-е жажда скорости всё больше завладевала умами энтузиастов. В Московском городском автоклубе в 1961 году под руководством И. Тихомирова был построен новый газотурбинный прототип «Пионер». В качестве двигателей на машине использовались две двухвальные газовые турбины мощностью по 50 л. с., а коробки передач не было вовсе. Впоследствии мощность турбин прототипа подняли до 67 л. с. Это позволило разогнать автомобиль в 1963 году до 311,4 км/ч на дистанции в один километр со стартом с места. Данный рекорд в России официально не побит до сих пор.

«Хади»

Студенты Харьковского автомобильно-дорожного института создавали высокоскоростные автомобили типа «формул» начиная с 1951–1952 годов. В числе уникальных экспериментальных машин были и такие разработки, как ХАДИ-9 — гоночный автомобиль на реактивной тяге. Руководил деятельностью харьковчан всё тот же В. Никитин, построивший «Харьков-6». В 1978 году советские студенты представили проект автомобиля с реактивным двигателем от МИГ-19. Однако рекорд скорости с ним, увы, установить не удалось — международная битва с американцами была проиграна ещё на бумаге: расчётная скорость ХАДИ-9 составляла не более 700–800 км/ч, в что время как американский Budweiser в 1978 году смог пробить сверхзвуковую планку в 1 235 км/ч. По слухам, отечественный прототип не разогнался на испытаниях быстрее 500 км/ч.

Картонный тюнинг: дешёвый и беспощадный.