Статьи3 мин.

Супертопливо с модным именем: заливать или нет

© Александр Воронцов/QUTO

Крупные сети автозаправочных станций давно и успешно используют хитрую маркетинговую уловку: предлагают водителям не только «классические» виды бензина и дизеля, но и свои, улучшенные. Разбираемся, чем хороши такие сорта и стоит ли за них переплачивать.

Фирменных сортов горючего в нашей стране легко можно насчитать с добрый десяток. Тут вам и G-Drive от «Газпромнефти», и «ЭКТО» от «Лукойла», и Vi-POWER от Shell, и даже улучшенный дизель «Танеко» от «Татнефти». Всех с ходу и не упомнишь. Однако сути это не меняет: вне зависимости от названия такое горючее позиционируется как более качественное по сравнению со «стандартным» топливом с тем же октановым числом. Стоит оно, разумеется, дороже. Большинство производителей такого горючего позиционирует его как более экономичное и щадящее по отношению к мотору. Принято наделять его и так называемыми моющими свойствами (в процессе работы ДВС, якобы, очищается от нагара). Проверить, что здесь миф, а что правда, рядовой потребитель по факту не может ровным счётом никак. Кто-то доверяется рекламным лозунгам, кто-то – льёт чуть более простое и дешёвое горючее. Каждый по-своему прав.

Начнём с того, что заправка «нормальным» бензином с «правильным» октановым числом на хорошей, проверенной и честной АЗС уже гарантирует долгую и счастливую жизнь вашему мотору (если, разумеется, его проектировали грамотные специалисты, а собирали не кривые руки). Никакого смысла тратиться на «модифицированный» и в чём-то улучшенный бензин изначально нет. С таким же успехом можно, к примеру, залить вместо рекомендованного производителем 95-го бензина 98-й. Вот только будет ли от этого положительный эффект? Вопрос, мягко говоря, спорный.

© Depositphotos

Современные бензины, отвечающие требованиям 5/6 классов, изначально производятся с помощью добавления большого количества химических присадок – антиокислительных, моющих, антидетонационных, антикоррозионных и антистатических. Все они комбинируются в определённой пропорции и наделяют топливо набором соответствующих свойств. С помощью присадок можно повысить, в том числе, и октановое число. В общем и целом правило выбора любого горючего звучит до безобразия просто: чем выше экологический класс, тем бензин изначально лучше. Класс топлива указывается, в том числе, в чеке.

Абсолютное большинство «брендовых» видов топлива отличается от обычных немного завышенным по отношению к номиналу октановым числом в сочетании с увеличенным объёмом моющих присадок. Последние могут быть не только полезны вашему мотору, но и, как ни странно, вредны.

Увеличение объёма моющих присадок, в теории, приводит к улучшенной очистке компонентов силового агрегата (цилиндропоршневой группы и системы впрыска) от нагара и отложений. Правда, происходит это не всегда, и лишь в случае, если модифицированным топливом вы пользуетесь постоянно. Почувствовать положительный эффект вам вряд ли удастся в первые пару-тройку тысяч километров пробега.

А вот владельцы старенькой карбюраторной техники и машин, доживающих свой век могут после заправки «брендовым» горючим даже нарваться на проблемы. Застарелый нагар в камерах сгорания склонен отслаиваться крупными пластами, да и к повышению компрессии очистка обычно не приводит. Системы впрыска на древних машинах нет, как нет и форсунок – на систему питания улучшенное топливо заметного эффекта не оказывает. Важно учесть ещё один момент: если топливный бак был сильно загрязнён, фильтр очень быстро засорится и потребует замены.

Словом, на вопрос, лить улучшенный бензин в свой бак или нет, каждый водитель должен ответить сам. В большинстве случаев реальной надобности в переплате нет, однако при наличии лишних средств и при желании очистить мотор и систему впрыска изнутри заправка таким горючим вполне допустима. Положительный результат такого действа, оговоримся, в большинстве случаев будет обусловлен эффектом плацебо.