Самые бесполезные оборонительные сооружения: огромные затраты и нулевой эффект
Китай
Абсолютным рекордсменом по строительству бесполезных оборонительных сооружений является Китай. Там ещё в III веке до нашей эры началось возведение стены, впоследствии названной «Великой». Пытаясь оградить Китай от вторжения с севера воинственных кочевников, император Ин Чжэн «трудоустроил» на годы вперед подданных, заставив строить огромную стену. Так как объем работ был запредельным, в новую стену нередко включались фрагменты старых стен.
После смерти Ин Чжэна другие китайские правители продолжили строительство стены, которое было прекращено только в середине XVII века. То есть почти два тысячелетия китайцы возводили стену, тратя на это колоссальные средства, прикладывая титанические усилия и угробив на её строительстве десятки тысяч рабочих. В результате им удалось построить стену протяженностью 21 200 километров – одних башен было возведено больше 25 тысяч.
Стена получилась капитальной – её высота варьировалась от 5 до 8 метров, а толщина – от 5 до 9 метров. Некоторые участки стены вполне можно было использовать как дорогу, настолько она была широкой. Стена начиналась во Внутренней Монголии и протянулась до Желтого моря, попутно имея ещё ряд ответвлений. Но все усилия поколений китайцев оказались напрасными: практически все завоеватели с легкостью преодолевали Великую стену. Для защиты стены такой протяженности даже у многолюдного Китая не было достаточно людей, поэтому охранялась она заставами, которые нередко захватчиками просто подкупались.
Великая стена – это самый яркий пример того, как колоссальный труд не привел ни к чему. Великая стена и поныне впечатляет своей протяженностью и считается одним из чудес света, но как оборонительное сооружение она оказалась совершенно бессмысленной.
Византия
Во времена Средневековья Константинополь славился своей тройной, почти семикилометровой стеной Феодосия. Которая оставалась неприступной десять веков, вплоть до 1453 года, когда её удалось преодолеть армии турецкого султана Мехмета II. Несмотря на такую сверхнадежную защиту, император Анастасий I решил построить в 65 километрах от города ещё одну стену, которую прозвали «Длинной» или «стеной Анастасия».
Эта стена прошла по Фракийскому полуострову от Черного моря до Мраморного, имея протяженность почти 50 километров. Несмотря на то, что Константинополь был одним из самых больших и населенных городов средневековой Европы, у него не было достаточного количества людей, чтобы оборонять стену такой длины. Тем более, что и у самого Константинополя длина стен достигала 22 километров. Поэтому на защиту стены Анастасия народа никогда не хватало, и все захватчики преодолевали ее с необычайной легкостью. Временами она вообще не охранялась и очень быстро утратила своё оборонительное значение, просуществовав с конца V до начала VII века.
Стена Анастасия – ещё один пример масштабных и дорогостоящих укреплений, толку от которых практически не было. В наши дни от стены и её 450 башен остались лишь отдельные фрагменты, так как время и особенно местные жители их не пощадили – последние на протяжении столетий активно использовали кирпичи и камни для собственных строительных нужд.
Мальта
После того как Мальта выдержала Великую осаду в 1565 году, в последующие годы на защиту острова от агрессии турок были потрачены большие деньги. Орден рыцарей св. Иоанна, также известный как Мальтийский, с момента своего возникновения щедро финансировался странами Западной Европы. Лучшие фортификаторы Европы превратили город Валлетта в сплошной укрепрайон, штурмовать который – без авиации и артиллерии, – было бы проблематично даже в наше время.
Валлетта долгое время была едва ли не самым сильно защищенным местом в мире, но в июне 1798 года к Мальте приблизилась французская эскадра во главе с самим Наполеоном. Французы потребовали впустить их в гавань Валлетты якобы для пополнения запасов воды. Рыцари отказались, тогда Наполеон решил завоевать Мальту и упразднить Мальтийский орден.
Местное население не горело желанием сражаться с армией Наполеона, а из 600 рыцарей 300 были французами, которые отказались воевать против соотечественников. Поэтому боевые действия на острове продолжались всего два дня, после чего Великий магистр Мальтийского ордена Фердинанд Гомпеш запросил мира. Занявшие Мальту французы не могли поверить, что сильно укрепленные и хорошо вооруженные форты и Валлетта сдались после не самой серьезной перестрелки. Таким образом, все те немалые средства, что Западная Европа пожертвовала Мальтийскому ордену на укрепление острова, оказались выброшены на ветер. Бесполезным оказался и труд европейских фортификаторов: французы даже не успели начать полноценный штурм Валлетты, как магистр Гомпеш решил сдаться.
Франция
С развитием артиллерии, авиации и танков казалось, что протяженные линии обороны должны навсегда уйти в прошлое. Однако во Франции в 1929 году начинает строиться новая линия обороны. Курировал строительство тогдашний министр обороны Андре Мажино, в честь которого линия и была названа.
Несмотря на поражение Германии в Первой мировой войне, французы опасались возрождения немецкой боевой мощи и решили отгородиться от соседа неприступной линией, на строительство которой ежегодно тратилась половина оборонного бюджета. Линия Мажино сначала протянулась вдоль французско-германской границы от Швейцарии до Люксембурга, а затем и вдоль французско-бельгийской границы, вплоть до пролива Ла-Манш.
На протяжении 750 километров французские фортификаторы создали, как они считали, непроходимую полосу оборонительных сооружений. Местами глубина линии Мажино достигала 100 километров, и французы были уверены, что сходу прорвать ее будет невозможно, что позволит провести мобилизацию и подтянуть резервы из глубины страны и колоний. С началом Второй мировой войны так и получилось: французы сидели за линией Мажино и чувствовали себя в безопасности, правда, немцы и не пытались их атаковать.
Но всё изменилось 10 мая 1940 года, когда части вермахта вторглись в Бельгию и обошли основные укрепления линии Мажино с севера. 14 июня, уже после разгрома французской армии, была атакована и сама линия. И всего за пару дней немцам удалось её прорвать в нескольких местах. Что в очередной раз доказало давно известный факт – даже самые мощные линии обороны можно прорывать концентрированными ударами в одном или нескольких местах. Из-за огромной протяженности подобные линии обороны невозможно защищать на всех участках одинаково качественно. Сколько бы пулеметов, пушек и другого вооружения на них не устанавливалось.
Атлантический вал
К парадоксам военной истории стоит отнести самую протяженную оборонительную линию Второй мировой войны – Атлантический вал. Убедившись летом 1940 года в том, насколько линия Мажино оказалась не способна защитить Францию, немцы сами наступили на те же грабли.
Изгнав англичан с континента и овладев практически всей Западной Европой, немцы тут же приступили к строительству так называемого «Атлантического вала» – сверхпротяженной линии обороны длиной около 5 000 километров. Южная часть линии начиналась на испано-французской границе и тянулась на север до норвежских фьордов. На строительстве этой линии в 1940–1944 годах ежегодно работали более полумиллиона строителей, значительная часть которых состояла из военнопленных, местных жителей и мобилизованных на «трудовой фронт». В большом количестве возводились долговременные огневые точки, устанавливались минные поля, причем активно минировались даже пляжи и подходы к ним.
Читайте также
Средства на Атлантический вал тратились колоссальные и это несмотря на то, что Германия с 1942 года испытывала дефицит как сырья, так и людских ресурсов. Однако когда 6 июня 1944 года англо-американские войска начали операцию «Оверлорд» по захвату побережья оккупированной Франции, Атлантический вал оказался бесполезен. Все пять участков десантирования были быстро захвачены союзниками, которые понесли большие потери лишь на участке «Омаха», да и то главным образом из-за неразберихи и использования плохо обученных частей.
Уже к концу 6 июня многие укрепления Атлантического вала в зоне высадки были уничтожены или захвачены, а союзники создали несколько плацдармов. Колоссальный труд сотен тысяч людей на протяжении четырех лет не смогли остановить англо-американские экспедиционные силы.