Су-75 стал главным самолётом России: шах и мат иностранным технологиям
«Голливудская» реклама боевой машины взорвала ИнтернетОткуда взялся Су-75 Checkmate?
Су-75 Checkmate позиционируется госкорпорацией «Ростех» как лёгкий тактический самолёт (ЛТС). Прототип этого истребителя впервые был представлен 20 июля 2021 года на авиасалоне «МАКС-21» в подмосковном Жуковском. Уже тогда он наделал немало шума у специалистов и любителей авиации. Теперь боевая машина показана официально.
Облик новинки был рассекречен давно благодаря утечкам информации. Конструктивно этот самолёт схож с ранее поступившим в серийное производство Су-57. Но он немного меньше и имеет ряд серьёзных отличий. Су-75 – логичное дополнение к старшему Су-57. Эта пара может захватить оружейный рынок авиации на многие годы вперёд.
Машина Су-75 Checkmate взялась в прямом смысле из ниоткуда и стала полной неожиданностью. Шах и мат в один ход! Как раз это и отражено в названии. Спроектировать Checkmate удалось всего за один год за счёт использования суперкомпьютерных технологий. Но есть и ещё одна причина – техническая.
«Сухой» при проектировании Су-75 использовал модульный подход, подобный тому, который широко применяют автопроизводители. Большинство компонентов новинки позаимствованы у уже выпускаемого собрата. Сам планер имеет схожую стреловидность, однако кромка крыла имеет большие углы и иные управляющие поверхности. Компоновка осталась классической – единственный двигатель «утоплен» в центр планера, фонарь кабины имеет сдвижную конструкцию.
Что ты есть, Су-75 Checkmate?
Су-75 позиционируется на рынке как машина категории Light Tactical Aircraft (LTS), то есть является многоцелевым лёгким истребителем. Для сравнения, его старший брат, Су-57, – тяжёлый истребитель, наследник семейства Sukhoi Flanker.
And here’s the Sukhoi Checkmate stealth fighter model at the Dubai Airshow. 51/https://t.co/c7xDycguVr pic.twitter.com/kyK0m0u3XX
— Rob Lee (@RALee85) November 9, 2021
Несмотря на разный класс, модели Су-75 и Су-57 не слишком друг от друга далеки. Длина Checkmate – порядка 17,5 метров, размах крыльев – 11,8 метров. Для сравнения, длина Су-57 – 20 метров, а размах его крыльев – 14 метров. Checkmate имеет более простое хвостовое оперение и лишь один двигатель вместо двух. Заявленная максимальная скорость – 2 200 км/ч, дальность полёта – 2 800 км. Большая дальность полёта обеспечивается за счёт внешних топливных баков. Боевой радиус – 1 500 километров, на 350 км больше, чем у F-35.
Выпускать Су-75 планируется как минимум в пяти версиях: палубная машина для авианесущих кораблей, штурмовая версия с ракетами «воздух-поверхность», двухместная учебно-боевая «спарка», самолёт-разведчик и беспилотник. В отличие от зарубежных истребителей пятого поколения, российская модель уже готова. Первая экспортная партия может быть собрана в 2025–2026 годах. Из аналогов на рынке пока представлен лишь китайский J-20, который предназначен сугубо для внутреннего применения.
Раскрыто, сколько будет стоить летающий Aurus
На что способен новый истребитель?
Су-75 полностью унифицирован с истребителем Су-57 – вплоть до системы подготовки пилотов. Машина имеет встроенную нейросеть, способную самостоятельно проводить диагностику перед полётом и после его завершения. В бою компьютер берёт пилотирование на себя. Лётчик в это время может сосредоточиться исключительно на применении вооружения.
More photos of the Sukhoi Checkmate. 46/
— Rob Lee (@RALee85) July 28, 2021
Photos: Владислав Перминовhttps://t.co/FF3JbFUrom pic.twitter.com/tpbOBbBaRp
Checkmate умеет действовать в бою единым «беспилотным роем», а также может работать в связке с пилотируемыми истребителями и дополнять тяжёлые ударные БПЛА «Охотник». Коэффициент малозаметности машины составляет 0,3 – примерно как у F-22 Raptor и F-35. В движение Су-75 приводится новейшим двигателем «Изделие-30» с управлением вектором тяги. Машина изначально ориентирована на экспорт: открытая архитектура позволяет устанавливать на самолёт бортовое оборудование различных производителей.
Оснащение и вооружение
На Checkmate установлен комплекс бортового оборудования пятого поколения с высокими характеристиками помехозащищённости. Имеется встроенный радар с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). Радиолокатор позволяет сопровождать до 30 воздушных целей, одну или две наземных или морских, атаковать до шести воздушных целей одновременно. Это первый в истории российской авиации истребитель с новой системой наведения. Су-75 сможет «стрелять назад» – проводить сбросы ракет в обратную от направления полёта сторону.
Another clip from the Sukhoi Checkmate's presentation. 33/ pic.twitter.com/tZHrXNSm0f
— Rob Lee (@RALee85) July 20, 2021
Бортовой радиолокатор имеет активную фазированную антенную решётку для электронного управления лучом. Перед кабиной пилота расположена оптическая локационная станция. Под фюзеляжем, чуть правее носовой стойки шасси, находится оптико-электронная прицельная система «КОЭПС-75» разработки УОМЗ. Также могут устанавливаться посадочные и оборонительные оптические станции.
Су-75 Checkmate уже окрестили в народе «летающим автоматом Калашникова». Он очень прост в подготовке к вылету. Встроенная авиационная 30-мм пушка предназначена для боя на минимальных дистанциях. Из собственных вооружений имеются ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». В перспективе машина получит гиперзвуковую крылатую ракету с дальностью пуска около 700 километров, предназначенную для уничтожения наземных и морских целей. Основной отсек может быть сконфигурирован как для размещения трёх ракет «воздух-воздух», так и двух «воздух-земля». Суммарная боевая нагрузка – 7 400 кг.
Video of the new Sukhoi fighter. 12/https://t.co/GUdq4GyU7X pic.twitter.com/ErLfwSjDkJ
— Rob Lee (@RALee85) July 18, 2021
Сколько стоит?
По официальным данным, стоимость лётного часа на Су-75 Checkmate примерно втрое меньше, чем на американском истребителе пятого поколения F-35 (в случае с «американцем» речь идёт о 35–38 тыс. долларов в час). Стоимость самой машины – порядка 25−30 млн долларов, что вдвое-втрое меньше, чем, к примеру, у американских F-35 и французских Dassault Rafale. На экспорт планируется поставить порядка 300 таких машин.