Статьи3 мин.

Поставь на место: когда эвакуация автомобиля незаконна?

© Depositphotos

Нарушения Правил, из-за которых можно потерять кучу нервов и времени, вызволяя машину со штрафстоянки, широко известны. А как насчет эпизодов, когда эвакуация транспортного средства противоречит законодательству? Давайте разбираться.

Езда в состоянии алкогольного опьянения, управление автомобилем при лишении водительского удостоверения или его отсутствии как такового, забытое свидетельство о регистрации транспортного средства, остановка под знаком, запрещающим остановку или стоянку (если эти знаки установлены вместе с табличкой «Работает эвакуатор»), парковка на месте для инвалидов, на тротуаре или ближе пяти метров до пешеходного перехода, остановка с созданием препятствий – эти и другие нарушения могут привести к эвакуации автомобиля на штрафстоянку.

При этом следует помнить о ситуациях, когда процедура незаконна. К таковым относится наличие тонировки не по регламенту – за желание уединиться в полумраке вам светит никак не эвакуация, а санкции по части 3.1 статьи 12.5 КоАП: «Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, – влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

© Управа района Царицыно

Также поводом для пугающей многих водителей меры не могут являться изменения в конструкции автомобиля. Забыли дома «права»? Этот неприятный промах тоже не основание вызывать «зеленого крокодила». Если инспектор угрожает эвакуацией, то напомните ему, что наказание за подобный проступок регламентирует часть 2 статьи 12.3 КоАП: «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

Юристы отмечают, что иногда эвакуация происходит с нарушениями со стороны сотрудников ГИБДД. Один из самых острых моментов – это когда транспортное средство грузят на платформу и вдруг появляется водитель, требующий вернуть ему его собственность. При подобном раскладе дальнейший сценарий однозначен. Согласно части 1.1 статьи 27.13, «задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку».

© Depositphotos

«Если причина задержания может быть устранена на месте и владелец (водитель) находится рядом, то автомобиль ему обязаны вернуть. Главное условие — эвакуатор к этому времени не начал движение с погруженным на него транспортным средством», – напоминает юрист и автоэксперт Сергей Смирнов. Как быть, если «зеленый крокодил» еще не уехал, а сотрудник ГИБДД настаивает на отправке машины на штрафстоянку и не отдает ее хозяину? «В этом случае нужно снимать на видео, что владелец на месте был до момента начала движения эвакуатора и готов был устранить причину задержания», – говорит Смирнов.