Легализацию тюнинга превратят в масштабный бизнес
Автолюбителям, в транспортных средствах которых есть даже незначительные переделки, стоит готовиться к худшему уже сейчас. Все доработки придётся легализовывать, либо ездить по дорогам на свой страх и риск – в надежде не попасться под горячую руку доблестным сотрудникам ГИБДД. Шансы пройти технический осмотр легально также стремятся к нулю. Виной тому – российские законы.
Газета «Известия» напомнила россиянам, что с февраля регистрировать изменение конструкции транспортного средства предстоит по новым правилам. Все переделки придётся согласовывать, а заключение испытательной лаборатории будет заноситься в специальный реестр Минэкономразвития. При отсутствии такой записи тюнинг окажется незаконным. Автовладельцам придётся посещать испытательные лаборатории. Любая легализация тюнинга будет стоить денег и времени. Узаконить доработки автомобиля многие не смогут даже при желании: на всю страну есть около двух десятков аккредитованных лабораторий.
Получить разрешение на эксплуатацию штучного транспортного средства, являющегося результатом индивидуального технического творчества, в России легальными методами по-прежнему будет почти невозможно: в нормативной базе нет разницы между «внесением изменений в конструкцию» и созданием «объекта технического творчества». Все вопросы, связанные с такими машинами, регулируются техрегламентом.
Сложности возникнут не только у тюнеров, но и чуть ли не у доброй половины обычных автовладельцев: установка фаркопа, модернизированного бампера, ходовых огней, любых других нештатных электрических приборов и тем более ГБО сделает невозможной легальную эксплуатацию транспортного средства. За узаконивание переделок нужно будет ехать в лабораторию и неоднократно платить.
Самое забавное в этой истории, что проблема легализации допоборудования (про серьёзный тюнинг вроде замены двигателя или переделки подвески речи не идёт) в буквальном смысле высосана из пальца: это повод для создания масштабной сети испытательных лабораторий и один из способов обеспечить работой ГИБДД и пункты ТО. Если в абсолютном большинстве развитых стран дополнительное оборудование сертифицируется для типа транспортного средства (его можно свободно устанавливать на любую модель данного типа без ограничений и дополнительных испытаний – по принципу купил и поставил), то в России получить сертификат можно только на конкретное оборудование для конкретного автомобиля - что называется, в индивидуальном порядке за отдельную плату. Никаких реальных испытаний при этом в большинстве случаев не проводится в принципе. Речь идёт о банальном поборе с автовладельцев.
По словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, данная практика противоречит самой идее сертификации. Если добавить слово «тип» в 77-й пункт техрегламента, эту проблему можно устранить. Впрочем, как говорилось ранее, делать этого никто не станет: в этом не заинтересованы ни испытательные лаборатории, ни ГИБДД, ни пункты технического осмотра.
В России до сих пор нет даже чётких правил, позволяющих понять, к какому типу относить ту или иную деталь. Нет и конкретных методик проведения испытаний: аккредитованные эксперты собирают плату неизвестно за что, на глазок решая, легализовывать внесение изменения в конструкцию или нет.
Больше всех от новых требований пострадают владельцы транспорта с ГБО (таких машин в России очень много). Данное оборудование, напомним, тоже подлежит обязательной легализации со всеми вытекающими – несмотря на то, что поступающее в Россию оборудование проходит обязательную сертификацию, а его установка на разные модели транспортных средств предусмотрена разработчиком-изготовителем изначально. Проведение дополнительных испытаний в лабораториях и получение разрешений на установку в этом случае – полнейший абсурд. Впрочем, это касается и абсолютного большинства других доработок вроде установки фаркопа.