Почему обслуживание современных автомобилей дороже, чем старых моделей
Крупные колёса и шины
Дизайн и размер колёс могут как придать необходимый акцент автомобилю, так и полностью разрушить его образ. За последние годы автомобили спускаются с конвейеров со всё более крупными колёсами. Например, BMW 3 Серии в 2012 году в стандартной комплектации оснащался 16-дюймовыми колёсами, а актуальная модель G20 комплектуется уже 18-дюймовыми колёсами. За тот же период времени размер штатных шин VW Golf увеличился с 15 до 18 дюймов. Высокопроизводительные EV, например, Jaguar I-Pace и Mercedes EQS, могут оснащаться даже 22-дюймовыми колёсами, Chevrolet Silverado EV 2024 года станет первым автомобилем со стандартными 24-дюймовыми колёсами.
Читайте также
Меньшие колёса почти всегда означают более высокую боковину, что, в свою очередь, приводит к улучшению качества езды. Чем выше боковина, тем меньше жёсткость конструкции шины, что может негативно сказаться на управляемости, но только при более энергичном вождении. Всё зависит от предпочтений и того, как автомобиль будет эксплуатироваться. Но неизменным остаётся тот факт, что меньший размер колёс и шин обходятся значительно дешевле как в покупке, так и на шиномонтаже. Например, разница в цене между 17-дюймовыми и 19-дюймовыми летними шинами одной и той же марки и модели может достигать 70%.
Конструкция оптики
Существует три типа фар для автомобилей — галогенные, ксеноновые и светодиодные. Галогенные фары всё ещё распространены и часто встречаются на бюджетных моделях. Их замена обычно стоит несколько копейки, если для замены не требуется снимать блок фары.
Но современные автомобили среднего и выше классов уже оснащаются ксеноновыми или светодиодными фарами. По сравнению с галогенными лампочками, замена ксенона стоит в разы дороже. Ещё дороже обходятся светодиодные фары, которые всё чаще встречаются на современных автомобилях благодаря своей высокой эффективности. Нередко даже приходится менять всю светодиодную ленту только потому, что небольшая её часть вышла из строя.
Читайте также
Сложность обслуживания
Существует твёрдое убеждение, что некоторые классические автомобили, выпущенные в период с конца 1980-х до начала 2000-х годов, были чрезмерно продуманы. Благодаря простоте их конструкций, многие модели того поколения могли проехать до 300 тыс. км на оригинальном двигателе и компонентах трансмиссии. Но из-за того, что автопроизводители вынуждены сокращать выбросы углекислого газа, уменьшенные двигатели и электрические трансмиссии становятся нормой.
Уменьшенные турбированные двигатели уже неоднократно доказывали, что они не так долговечны, как их объёмные предшественники с естественным впрыском. Например, большая часть линейки двигателей EcoBoost компании Ford страдает от утечек масла и охлаждающей жидкости, неисправностей прокладок головок, перегрева, засорения инжекторов, преждевременно сгоревших свечей зажигания, плохих турбокомпрессоров и других потенциально катастрофических проблем. И это несмотря на то, что двигатель EcoBoost несколько лет подряд выигрывал европейскую премию «Двигатель года». Более того, тенденция к уменьшению размеров оказалась уловкой, которая на самом деле увеличила углеродный след, не способствуя улучшению топливной эффективности.
Постепенное сокращение количества автомобилей с механической коробкой передач — это ещё одна причина удорожания эксплуатации современных автомобилей. Большинство современных проблем, связанных с автоматическими трансмиссиями, решаются дорогостоящим ремонтом, при этом МКПП остаётся самой простой и лёгкой в эксплуатации. Сравниться с простотой и надёжностью «механики» может, пожалуй, лишь обычный четырёхступенчатый «автомат», который уже практически перестали устанавливать в современные автомобили, заменив его на вариаторы, «роботы» с несколькими сцеплениями и коробки с огромным количеством передач.
А также не стоит забывать о новых технологиях и функциях, которые на старых автомобилях были попросту недоступны: подключаемый полный привод, пневмоподвеска, навороченные аудиосистемы, контроли, круизы и пр. Всё это рано или поздно выходит из строя или требует вложения денег ради поддержания работы. Старые машины были лишены современных технологических великолепий, потому и расходов на обслуживание было меньше.
Чувствительная электроника
Электроника была внедрена в автомобили уже давно, но ещё лет 20 лет назад автомобили были в основном аналоговыми с относительно простыми жгутами проводов и не были напичканы до отказа модулями управления. Затем умные технологии стали поглощать автомобили, добавляя владельцам проблемы с обслуживанием. Некоторые автомобили не позволяли даже заменить аккумулятор без вмешательства компьютера. В качестве примера можно привести модели BMW эпохи 90−00 гг., которые требуют перепрограммирования ЭБУ каждый раз после замены аккумулятора. Из-за многочисленных модулей управления, которым требуется определенное напряжение независимо от того, работает автомобиль или нет, инженеры увеличивали мощность генератора переменного тока.
Чем мощнее аккумулятор, тем дороже он стоит. Чем больше умных систем, тем больше средств требуется для их починки. Музыка через bluetooth, электронные помощники, камеры, зарядки, датчики во всех узлах и пр. требуют мощной батареи.
Мода на кроссоверы
Мода на кроссоверы и внедорожники набрала обороты в конце 1990-х — начале 2000-х гг. благодаря знаковым моделям Mercedes-Benz ML, BMW X5 и Porsche Cayenne. Это изменило представление автомобилистов о том, каким должен быть автомобиль. Сегодня большинство покупателей приобретают SUV не ради их внедорожных способностей, а ради высокой посадки, вместительности, стиля и практичности.
Многие современные кроссоверы и внедорожники созданы на базе легковых автомобилей. Популярная в России Hyundai Creta по своей сути является «Солярисом» на больших колёсах. Alfa Romeo Stelvio построен на базе модели Giulia. Чуть ли не каждый третий кроссовер может стать примером этого принципа создания современных SUV.
Журналист и ведущий Джереми Кларксон в одном из выпусков шоу Grand Tour отметил, что проблема таких автомобилей заключается в том, что они дороже, менее спортивны и из-за своего высокого «роста» менее экономичны. Несмотря на это, многие внедорожники создают достаточно быстрыми и спортивными, чтобы сделать высокопроизводительные классические модели почти неактуальными. Производительные внедорожники могут сделать со многими спортивными автомобилями то, что «горячие» хэтчбеки уже сделали с компактными купе — убить их.