Статьи2 мин.

Почему россияне массово не переходят на метан вместо бензина

Редакция Quto изучила вопрос, как природному газу стать альтернативой «традиционным» видам топлива.

© «АТС-Авто»

Почему метан не стал «народным» топливом для российских автомобилистов. Пока правительства разных стран вводят новые ограничения для автомобилей, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, делая ставку на электрическое будущее, в России приняли решение идти своим путем – и власти, и автопроизводители, и перевозчики всерьез рассматривают природный газ как основную альтернативу традиционным бензину и дизелю.

Природный газ – это огромное конкурентное преимущество России. В нашей стране находится примерно 24% от всех мировых запасов метана! Кроме того, в недрах угольных бассейнов также сосредоточены весьма серьёзные запасы CH₄, притом масштабы ресурсов соизмеримы… с ресурсами газа из традиционных месторождений. Проще говоря, в ближайшие столетия без «голубого топлива» мы не останемся точно.

Для автомобилистов куда важнее, что газовое оборудование легко устанавливается на любую машину, радикально повышая ее экологичность. Так, в отработавших газах метанового двигателя содержание угарного газа (СО) и несгоревших углеводородов (CHx) меньше на 25-30% процентов, а углекислого газа (СO₂) — на 20-25%.

Однако, чтобы именно метан стал «народным топливом», необходимо выполнить всего два, но чрезвычайно важных условия – нарастить критическую массу газомоторных автомобилей и заправочных станций. Поэтому российские власти запустили программу субсидирования закупок газовой техники.

Так, в 2012 году появилась компания «Газпром газомоторное топливо», задача которой – ускорить перевод российского автопарка на природный газ. После этого большинство представителей российского автопрома начали разработку метановых моделей, а регионы стали активно закупать работающие на «голубом топливе» автобусы и грузовики.

В переломном 2015 году из бюджета на всеобщую газификацию выделили около трех миллиардов бюджетных рублей, а Газпром взялся за массовое строительство АГНКС. Именно второй факт стал основополагающим: к настоящему времени по всей стране насчитывается уже 561 станция – против 250 заправочных комплексов 6 лет назад.

Однако, в 2020-м Минпромторг внезапно сократил субсидии вдвое. То есть поступил по принципу «шаг вперёд – шаг назад» вместо последовательности и настойчивости, которые нужны стране. Да, это было кризисное время. Но, как известно, в кризис важно снижать издержки, причём на транспорт, наиболее востребованный перевозчиками.

И здесь самое время озвучить генеральную мысль: снижать издержки наиболее реально как раз при помощи CNG! Потому что более дешёвого вида топлива, чем сжатый природный газ, в России просто не существует. Для справки, за кубометр метана сегодня просят 21-22 рубля, а за литр «девяносто второго» бензина – уже 49-50 рублей.

Правда, переход на газовое топливо окупается только при интенсивной эксплуатации автомобиля, так как основной вопрос при отказе от бензина или солярки — это высокая стоимость переоборудования машин. В итоге, метан особенно выгоден для таксопарков, грузовых перевозок и коммунальной техники.

По подсчётам экспертов, в реальной эксплуатации мало- и среднетоннажные грузовики на сжатом природном газе оказываются на 40-60% выгоднее своего дизельного собрата. Притом моторы таких машин служат примерно вдвое дольше – этому способствует чистый состав топлива, а также отсутствие отложений и детонации.