Статьи7 мин.

Лучшие бронетранспортеры современности: главные друзья пехоты

Они стоят дорого, но спасают жизни солдат.

© Depositphotos

Эпоха многих колесных бронетранспортеров времен Холодной войны закончилась в первое десятилетие XXI, когда были разработаны бронемашины нового поколения. Они превосходят предшественников во всем. В том числе и в стоимости.

Современный колесный бронетранспортер – это больше не сваренная из броневых листов «коробка» с пулеметной башенкой и колесами. Современный бронетранспортер, это прежде всего модульная платформа, на основе которой можно создать десяток бронемашин разного назначения, степени защищенности и стоимости.

Китайский ZBL-08

Ярчайший представитель современных бронетранспортеров – китайская машина ZBL-08, разработанная концерном NORINCO в начале нулевых годов и поступившая на вооружение в 2009 году. Если раньше китайцы копировали удачные образцы советской техники и стран НАТО, то в XXI веке оборонная промышленность Поднебесной перешла к выпуску оружия собственной разработки. К числу таких образцов относится бронетранспортер ZBL-08, модульная платформа которого позволила создать на его базе множество других машин: колесную БМП, колесный танк со 105 мм орудием, самоходную 155 мм гаубицу, самоходный 120 мм миномет, штабную машину, зенитную установку, машину разведки и целеуказания, инженерную машину и мостоукладчик.

ZBL-08

ZBL-08 весит 21 тонну, рассчитан на перевозку 10 человек, оснащается лицензионным дизелем Deutz мощностью 440 л.с., на шоссе разгоняется до 100 км/ч, а на воде до 8 км/ч. Хорошую проходимость бронетранспортеру обеспечивает дорожный просвет в 450 мм и колесная формула 8х8. БТР вооружен 30 мм автоматической пушкой, способной поражать легкобронированную технику, но по желанию заказчика может быть оснащен другим боевым модулем.

ZBL-08

Для борьбы с танками предназначается комплекс управляемого ракетного оружия с дальностью стрельбы 3000 метров. Стальной корпус бронетранспортера в передней части усилен алюминиевыми бронеплитами, что позволяет выдерживать обстрел бронебойными пулями калибра 12,7 мм с расстояния 100 метров. С дистанции 1000 метров «лоб» машины не пробивается 25 мм снарядами. Так как БТР ZBL-08 должен был заменить огромное количество устаревшей бронетехники, машина сразу же стала производиться в очень больших количествах. На сегодняшний день на вооружении армии и морской пехоты Китая находится более 4500 машин различных модификаций, кроме того, в разные годы бронетранспортер поставлялся в Таиланд, Венесуэлу и Нигерию.

Турецкая ARMA

Более 10 лет Турция пытается принять на вооружение новый колесный бронетранспортер, в том числе и для замены российских БТР-80. Но на сегодняшний день турецкие военные так и не пришли к окончательному решению, рассматривая предложения сразу трех производителей бронетехники.

Otokar Otomotiv ARMA 6x6

Очень интересную машину ARMA разработала в 2011 году компания Otokar Otomotiv, предлагаемую как в шестиколесном, так и в восьмиколесном варианте. В зависимости от колесной формулы, степени бронирования и боевого модуля, ARMA весит от 18,5 до 28 тонн. Модификации весом до 22 тонн являются амфибиями, способными плавать со скоростью 8 км/ч. Машина оснащается 450-сильным турбодизелем с которым на пару трудится автоматическая КПП и на шоссе разгоняется до 105 км/ч. Штатное бронирование защищает бронетранспортер от 12,7 мм пуль, но по желанию заказчика бронирование может быть усилено с помощью навесной брони.

Otokar Otomotiv ARMA 8x8

V-образное днище позволяет избежать фатальных повреждений машины при подрыве зарядов массой до 10 кг, а экипаж из двух человек и восемь солдат от тяжелых минно-взрывных травм защищают сидения с амортизацией. ARMA может вооружаться 12,7 мм пулеметом и боевыми модулями с 25 мм и 30 мм автоматическими пушками. Также на базе машины разработан самоходный миномет, колесный танк со 105 мм пушкой, а предназначенный для ОАЭ БТР Rabdan оснащается башней от российской БМП-3 с 30 и 100 мм пушками. В настоящее время интерес к турецкому бронетранспортеру помимо ОАЭ проявили Бахрейн, Саудовская Аравия и Казахстан.

Очень дорогой Boxer

На сегодняшний день немецко-голландский БТР Boxer является одним из самых больших, тяжелых и дорогих бронетранспортеров в мире. Длина машины составляет почти 8 метров, высота (по крыше корпуса) – 2,37 м, а с установленным боевым модулем высота машины уже 4 метра. То есть, по габаритам Boxer превосходит некоторые танки, а по цене в 4 млн евро почти сравнялся с ними. Из-за массы в 33 тонны Boxer не может плавать, но отказ от амфибийных свойств позволил очень хорошо защитить экипаж и десант.

Boxer

Комбинированная броня «Боксера» выдерживает обстрел из 30 мм автоматической пушки, а противоминная защита «держит» взрыв 8 кг мины. Экипаж БТР состоит из трех человек и ещё 8 человек размещаются в десантном отделении. Штатным вооружением бронетранспортера является 12,7 мм пулемет, также возможна установка боевых модулей с 30 мм пушкой, 40 мм гранатометом и комплексом управляемого ракетного вооружения Spike. «Боксер» оснащается 720-сильным турбодизелем и автоматической КПП, на шоссе может разгоняться до 105 км/ч, а благодаря клиренсу в 500 мм преодолевает 80-сантиметровый брод и стенку такой же высоты.

Boxer

На базе машины также выпускаются самоходная 155 мм гаубица, командно-штабная, санитарная и ремонтно-эвакуационная машина и колесный танк с 80 мм пушкой. По результатам испытаний БТР Boxer а Афганистане в 2012 году, машина была доработана и по оценкам специалистов на сегодняшний день является одним из самых защищенных колесных БТР в мире. Вот почему, несмотря на высокую цену, Boxer поступил на вооружение не только армий Германии и Нидерландов, но и Литвы, Катара и Австралии. А в 2019 году министерство обороны Великобритании объявило о желании закупить более 500 БТР Boxer на сумму 2,8 млрд фунтов стерлингов.

Французский VBCI

Разработанная в 2008 году французскими фирмами Renault и Nexter 29 тонная машина VBCI имела очень хороший экспортный потенциал, но до сего дня она производится только для французской армии. Интерес к VBCI проявлял Катар, но предпочел купить Boxer, а ОАЭ лишь подписали ни к чему не обязывающий протокол о намерениях.

Renault Nexter VBCI

Первоначально VBCI имела корпус из алюминиевой брони, который мог усиливаться титановыми и стальными бронепластинами, что позволяло выдерживать обстрел бронебойными пулями калибра 14,5 мм. Машина оснащалась 550-сильным дизелем Renault и вооружалась одноместной башней с 25 мм автоматической пушкой. Однако по результатам испытаний в разных «горячих точках» было принято решении о доработке БТР и с 2015 года французская армия получает VBCI-2, вес которого за счет усиленного бронирования вырос до 32 тонн, а мотор Renault заменили на 600-сильный турбодизель Volvo.

Renault Nexter VBCI

Одноместную башню заменила более крупная и тяжелая двухместная башня с 40 мм автоматической пушкой и размещенными по бокам пусковыми установками ПТУР, что делает VBCI-2 одним из наиболее сильно вооруженных бронетранспортеров стран НАТО. Доработка коснулась и противоминной защиты и теперь БТР может выдержать подрыв 10 кг взрывчатки и продолжить движение даже потеряв одно колесо. Как и Boxer, VBCI-2 не может преодолевать водные преграды, но так как в последнее время подавляющее большинство военных конфликтов происходит в странах Ближнего Востока и Африки, то для разработчиков амфибийные свойства машины не являлись приоритетными.

Renault Nexter VBCI

Во главу угла ставилась защищенность экипажа и десанта, что и привело к тому, что из-за обилия разнообразной брони практически все современные БТР, включая VBCI-2, уже нередко превосходят по массе средние танки 40-50-х годов прошлого века. Причем на достигнутом многие производители не останавливаются и вскоре стоит ожидать появления сильно бронированных БТР, например, российский «Бумеранг» и израильский Eitan.

Финский Patria AMV

Для нейтральной Финляндии, которая никогда не относилась к странам с развитой оборонной промышленностью, настоящим прорывом стало создание колесного БТР Patria AMV в 2001 году. Финны одни из первых создали БТР на модульной платформе, благодаря чему машиной заинтересовались многие страны. В зависимости от бронирования и вооружения вес машины может достигать 30 тонн, соответственно, самые тяжелые БТР утрачивают амфибийные свойства. А более легкие модификации способны плавать со скоростью 10 км/ч и развивать на шоссе «максималку» в 100 км/ч.

Patria AMV

Patria AMV оснащается 600-сильным турбодизелем Scania, бронекопус выдерживает попадания бронебойных пуль калибра 14,5 мм, а хорошо бронированной передней части не страшен обстрел малокалиберных пушек до 30 мм включительно. Хорошо продумана у машины и противоминная защита, позволяющая без серьезных проблем выдержать подрыв 10 кг взрывчатки.

Patria AMV

Чудеса живучести показала польская версия Patria AMV – Rosomak в Афганистане. Две машины получили попадания из противотанкового гранатомета РПГ-7, но из строя не вышли и смогли своим ходом вернуться на базу. Бронетранспортер вооружен 12,7 мм пулеметом, также на него могут устанавливаться боевые модули с 30 мм пушкой и ПТУР.

Patria AMV

© Depositphotos

На базе Patria AMV выпускается командно-штабная машина, самоходный двуствольный миномет, санитарная и ремонтно-эвакуационная машина, колесный танк со 105 мм орудием. В зависимости от модификации БТР может перевозить до 10 десантников. В 2013 году Patria AMV была модернизирована до уровня AMV XP, получив улучшенное бронирование и средства связи. В настоящее время машины этого семейства стоят на вооружении Финляндии, Швеции, ЮАР, Хорватии, Словении и Словакии, а в Польше БТР выпускается по лицензии.