Как не прикончить мотор, если он перегревается
В последние годы производители автомобилей обленились настолько, что нередко лишают водителя возможности контроля температуры двигателя – на приборке показания температурного датчика у ряда моделей отсутствуют. Между тем, именно от температуры во многом зависит, насколько долго и счастливо будет работать мотор на вашем авто. Датчик температуры важнее, чем, к примеру, красивый, но абсолютно ненужный большинству водителей тахометр. Автомобилисты с «урезанными» приборками, как правило, узнают о перегреве, когда поделать уже просто ничего нельзя – из-под капота вырываются клубы пара, а перед носом зажигается символ «глуши мотор».
Первое, что нужно уяснить автомобилисту, заметившему рост температуры двигателя, - автомобиль сломался. Все современные машины в исправном состоянии перегреваться при любой погоде не должны. Они снабжены мощными радиаторами с принудительным охлаждением, способным скидывать десятки градусов за относительно короткий промежуток времени. Греется – есть поломка! Остаётся понять, насколько она критична, и попытаться устранить неисправность. Обычно локализовать проблему бывает несложно.
При обнаружении признаков перегрева желательно как можно скорее съехать с дороги и припарковаться в тени. Капот лучше также сразу открыть.
Начните с ревизии расширительного бачка. Если жидкости в системе меньше отметки Min, антифриз куда-то ушёл, а система уже хапнула воздуха. Это почти всегда говорит о наличии воздушных пробок и локальном перегреве. Нужно постараться отыскать место утечки и загерметизировать брешь. Именно в горячем состоянии мотора найти прохудившийся шланг или радиатор наиболее просто. Место, где сочится охлаждайка, можно найти по белёсым потёкам и характерному едкому запаху. Прорвать может даже радиатор салонной печки. Ремонт системы, и, самое главное, снятие пробки расширительного бачка следует производить на холодную – велика опасность обвариться. Если в наличии нет антифриза, долить в систему можно самую обычную воду.
Читайте также
Хуже обстоят дела, если уровень охлаждайки в бачке находится в пределах допусков. Скорее всего, на вашем авто электрическая поломка – не включается на одной или двух скоростях вентилятор охлаждения, глючит температурный датчик, произошёл обрыв в цепи питания… При вращении крыльчатки ремнём стоит проверить натяжение и целостность последнего. При электронном включении первым делом стоит проверить температурный датчик и попробовать включить кондиционер. При активации последнего крыльчатка обязана вращаться всегда – хоть какое-то, но уже охлаждение. Если при активации кондиционера пропеллер не запускается, проблема кроется в моторчике «карлсона» или цепи его питания. Можно применить и ещё одну хитрость: если разорвать цепь питания температурного датчика, вентилятор обязан включиться на максимальный обдув. Достаточно просто скинуть фишку с датчика и продолжить путь.
Если вентилятор принудительного охлаждения работает, а жидкость в норме, виновником бед может быть не открывающийся до конца термостат. Вскрыв корпус термостата и удалив его из системы, можно восстановить циркуляцию антифриза по большому кругу и на время вопрос с перегревом закрыть.
На автомобилях с цепным приводом ГРМ и на всех «Ладах» с задним или полным приводом за водяную помпу отвечает отдельный ремень, на котором висит ещё и генератор. Обрыв или проскальзывание приводного ремня можно определить по приборам: одновременно с индикацией перегрева зажигается индикатор отсутствия зарядки батареи.
Движения на перегретом моторе лучше всего избегать. При повышении температуры охлаждающей жидкости резко возрастает детонация и повышается износ агрегата. Не исключена деформация головки блока цилиндров с последующим дорогостоящим ремонтом. Крутить движок до высоких оборотов крайне не рекомендуется. Усилить эффективность системы охлаждения можно, включив салонную печку на максимум и опустив стёкла. В случае длительной эксплуатации мотора в режиме перегрева последствия могут быть действительно серьёзными.