Статьи3 мин.

Электрошок: Ford построил микроавтобус-гиперкар

Гибрид чужого и хищника на электротяге показал себя в гонке по подъему на холм Pikes Peak International Hill Climb

Ford SuperVan 4.2

© Ford

Эпоха экологически чистой техники открыла принципиально новые возможности для гоночных монстров. Откройте сводную таблицу рекордсменов «Пайкс-Пика» и на первой строчке вы увидите «электричку» Volkswagen I.D. R (7 минут 57,148 секунд). Ну а в нынешнем году одним из героев стало нечто, отдалённо напоминающее микроавтобус, и вдобавок на безумной электротяге. Знакомьтесь, Ford Supervan 4.2!

Перед тем, как поведать шокирующие подробности про ультрасовременный «супервэн», предлагаем вам лицезреть его предков. Всё началось с экстремального фургона 1971 года, который смахивал на злого клоуна из романа «Оно» Стивена Кинга и ехал соответствующим образом.

Ford Transit Supervan

© Ford

Фактически кузов Ford Transit натянули на ходовую часть среднемоторного ле-мановского суперкара GT40. «Восьмёрка» объёмом 4,9 литра (441 л.с.) разгоняла карикатурный автомобиль до 97 км/ч (60 миль/ч) за 7 секунд и позволяла пилотам со стальными нервами выжимать свыше 240 км/ч.

Ford Transit Supervan 2

© Ford

Вторую итерацию 1984 года готовила фирма Auto Racing Technology. Снаружи монстр маскировался под смирный «Транзит», но отличался от стока еще сильнее, чем предшественник. Кузов изготовлен из карбона, стекловолокна и кевлара. Под ним — алюминиевое шасси и 3,9-литровый Cosworth V8 (598 л.с. при 9500 об/мин) от гоночного прототипа Ford C100. О потенциале второго Supervan красноречиво говорит следующий факт: по прямику трассы Сильверстоун он нёсся со скоростью 280 км/ч.

Третье поколение SuperVan разработано в 1994 году на основе второго и заряжено… формульным Cosworth HB V8 объёмом 3,5 литра (от 639 л.с. до 710 л.с. в зависимости от модификации). Очевидно, позже конструкторы поняли, что перегнули палку: «автобус» оказался чересчур быстрым для желавших прохватить на нём журналистов и разных важных особ. В целях безопасности бескомпромиссный агрегат заменили на 264-сильную «шестёрку» Ford-Cosworth объёмом 3,0 литра. Впрочем, даже с ней Supervan 3 набирает порядка 240 км/ч.

По мере развития идеи «супервэны» продолжали мимикрировать под серийные Transit. Весьма оригинален представленный летом 2022 года чудовищный Ford Pro Electric SuperVan. У него композитные кузовные панели поверх стального пространственного каркаса, четыре электродвигателя (совокупно — 2000 л.с.) и тяговая аккумуляторная батарея емкостью 50 кВт⋅ч с жидкостным охлаждением. Ускорение до сотни менее чем за две секунды. Силовая установка имеет пять режимов работы для адаптации к самым разным ездовым условиям: Road (для неспешных променадов), Track (баланс между мощностью и «зацепом» при использовании сликов), Drag (максимально эффективный разгон), Drift (боковые скольжения) и Rally (оптимальные настройки для асфальта и гравия в комбинации с раллийными шинами).

Вариант SuperVan 4.2 спроектирован на базе предыдущего специалистами подразделения Ford Performance и австрийской STARD Advanced Research and Development. Его миссия — покорить гору Пайкс-Пик. С точки зрения отдачи данная спецификация попроще, чем SuperVan 4. Моторов не четыре, а три (передние колеса вращает только один электродвигатель) ради оптимизации энерговооруженности. Тем не менее, мощность свыше 1400 л.с. все равно вызывает трепет. Особенно, если вспомнить, что действующий чемпион гонки Volkswagen I.D. R вдвое слабее. Масса автомобиля снижена.

Ford SuperVan 4.2

© Ford

На Pikes Peak International Hill Climb аэродинамика (в частности, действующая на кузов прижимная сила) играет огромную роль. Слабо «приклеенная» к дорожному полотну машина улетит с трассы на раз-два. В этом отношении исполнение 4.2 на фоне прошлогоднего SuperVan — сущий монстр. Передний сплиттер существенно увеличен, а сзади возвышается сдвоенная арка огромного антикрыла. На скорости 240 км/ч аэродинамические компоненты генерируют прижимную силу около двух тонн. В «деталях» SuperVan 4.2 — это выставка хай-тека: тормоза углерод-керамические, колесные диски кованые магниевые с шинами Pirelli P Zero.

Ford SuperVan 4.2

© Ford

На последней гонке по подъему на гору электрокар под управлением Ромена Дюма (он же обладатель абсолютного рекорда Pikes Peak) показал 8 минут 47,682 секунд и победил в классе Open.