Этот советский вертолёт не пошёл в серию, но до сих пор вселяет ужас: вот почему
Зачем СССР нужен был такой громила
Создание Ми-12 велось в условиях Холодной войны: стране нужна была боевая машина, способная нести на борту межконтинентальные баллистические ракеты. И не просто нести, а делать это незаметно для врага. Вертолёт – отличная маскировка для такой операции. Даже если этот вертолёт действительно громадный.
На момент начала разработок Ми-12 в Союзе уже были действительно большие и мощные вертолёты. К примеру, Ми-6. Советские конструкторы могли пойти по пути увеличения этой машины или создать нечто, напоминающее американский «Чинук».
Моторов много не бывает: самолеты с наибольшим числом двигателей
Применение у сверхтяжёлого вертолёта с большой грузоподъёмностью нашлось бы и в гражданской сфере. Строительная отрасль и сельское хозяйство нуждались в машинах с вертикальным взлётом и посадкой, способных перевозить грузы массой свыше 20 тонн. Что до военной сферы, Ми-12 мог бы принять участие в переброске самоходных артиллерийских установок и танков ПТ-76 и Т-54, а также бронетранспортёров. Такой вертолёт годился для транспортировки 80 различных видов техники и вооружений.
Особенности конструкции
ОКБ Миля приступило к созданию сверхтяжёлого вертолёта в 1962 году. Машина под кодовым названием В-12 разрабатывалась параллельно с создававшимся ОКБ Антонова грузовым самолётом Ан-22, поэтому транспортные кабины были одинаковыми. Самолёт был нужен для переброски военной техники на аэродром, вертолёт – для её последующей доставки в самые отдалённые уголки Союза.
При создании В-12/Ми-12 Миль решил использовать поперечную конфигурацию винтов – их разместили на крыльях. Так на свет появился Франкенштейн – нечто среднее между самолётом и вертолётом. Но это нечто было действительно ужасающим.
Поперечная конфигурация устранила необходимость в рулевом винте. Вращение винтов осуществлялось в противоположных направлениях, что позволяло нейтрализовать реактивный момент. Развитое оперение улучшало маневренность. Винты вращались четырьмя двигателями. Позднее ОКБ им. Соловьева создало для Ми-12 модификацию двигателя Д-25Ф: вертолёт функционировал даже в условиях частичного или полного их отказа. Для топлива использовались навесные баки и ёмкости, расположенные в крыльях.
Кабина у летающего монстра получилась двухэтажной. Внизу находились двое лётчиков, бортэлектрик и бортинженер, вверху – штурман и радист. В задней части фюзеляжа располагался силовой трап, по которому могла заехать военная техника. Для выполнения погрузок применялись электрические лебёдки и тельферы. Размеры грузового отсека получились поистине громадными: 28х4,4х4,4 метра. Внутрь помещалось 196 солдат.
Почему Ми-12 так и не начали производить
Громадный вертолёт впервые поднялся в небо в июле 1968 года, а уже в 1970 году Государственная комиссия дала зелёный свет на его производство. За время испытаний машина совершила 122 вылета и продемонстрировала полную работоспособность. Выполнять возложенные на машину задачи она могла даже на двух двигателях из четырёх.
Однако к концу 60-х годов вертолёт уже утратил свою актуальность с точки зрения военной сферы: перевозка оборудования для ПВО больше не требовалась, а в гражданской сфере использование этого монстра было изначально нерентабельным. Саратовский завод, на котором планировалось выпускать Ми-12, был чрезвычайно сильно загружен другими проектами. Кроме того, в Союзе уже начались работы по созданию ещё более монструозного вертолёта Ми-26, превосходящего Ми-12 по большинству важных показателей. О проекте Ми-12 пришлось навсегда забыть.