Статьи4 мин.

Эти SUV спасли автопроизводителей от банкротства

Если бы бренды не выпустили эти модели, мы уже могли забыть именитые компании

© Nissan

Кроссоверы и внедорожники, которые сыграли ключевую роль в истории производителей. Рыночные отношения могут уничтожить даже самые внушительные автомобильные компании — финансовый кризис 2008 года практически разрушил американскую автомобильную промышленность, а трём крупным производителям потребовалась государственная поддержка, чтобы выжить. Большинство крупных мировых автопроизводителей в разное время оказывались перед перспективой полного краха. К некоторым из них фортуна оказалась благосклонна: спасение пришло благодаря одной или нескольким моделям, которые оказались успешными. В этой подборке собраны кроссоверы и внедорожники, которые спасли от краха и банкротства ведущие мировые автомобильные бренды.

Nissan Qashqai

В конце 90-х годов казалось, что Nissan не доживёт до конца тысячелетия. Судьба компании изменилась, когда Renault инвестировал в Nissan 5,4 млрд долларов и приобрёл 37% акций. Получив свободу действий, Карлос Гон сократил расходы, закрыв неэффективные заводы в Японии, уволив персонал и реструктурировав сделки с поставщиками. Агрессивный план сработал, и компания Nissan довольно быстро вернулась к получению прибыли.

Чтобы вернуть себе славу 70-х годов, компании требовался автомобиль, способный опередить своих конкурентов. Попытка создать новое поколение Almera провалилась, поскольку руководство Nissan осознало, что оно не будет столь прибыльным, как требовалось, и не удовлетворит запросы покупателей.

Поэтому Nissan представила смелый концепт Qashqai, который был чем-то средним между хэтчбеком и внедорожником. С одной стороны, это была успешная задумка: доступная цена, компактность и ориентированность на семейное использование. Но с другой стороны, это был риск для японского производителя. Qashqai не оправдал мрачных прогнозов и стал мировой сенсацией: к 2017 г. компания Nissan продала 3,3 млн экземпляров. Ошеломляющий успех автомобиля помог компании Nissan вновь стать одним из ведущих мировых автопроизводителей.

© Porsche

Porsche Cayenne

В начале 1990-х годов компания Porsche несла большие убытки. Стремясь воспользоваться растущим спросом на небольшие спортивные автомобили, немецкий производитель представил модель Boxster. Спортивный автомобиль позволил немного улучшить положение дел и дать время высшему руководству Porsche придумать Cayenne. Идея была новаторской и совершенно гениальной.

Универсальный Cayenne получил массу негативных отзывов, но при этом мгновенно стал хитом. Porsche рассчитывала продавать 25 тыс. автомобилей в год, а среднегодовой объём продаж первого поколения Cayenne составил 35 тыс. экземпляров. Спортивный внедорожник помог автопроизводителю вновь закрепиться в автомобильной индустрии.

Можно сказать, что именно Boxster стал тем автомобилем, который удержал Porsche на плаву, но нельзя отрицать ключевую роль Cayenne в возрождении Porsche.

© Bentley

Bentley Bentayga

Bentley при выпуске Bentayga не нуждалась в «спасении», компания уже неплохо себя чувствовала после кризиса конца 2000-х годов. Тем не менее ей необходимо было увеличить количество продаж, а для этого нужна была новая модель. Поэтому роскошный внедорожник Bentayga был призван побить рекорды продаж, привлечь более молодую аудиторию к бренду и создать шумиху вокруг выпуска популярного типа кузова.

Уже через год Bentayga стал главным автомобилем в линейке Bentley, который значительно опережал по продажам все остальные модели производителя. Продажи Bentayga защитили Bentley от последствий пандемии коронавируса, которая вызвала 15-процентное падение продаж новых автомобилей в 2020 году. В этом году Bentley поставила более 11 206 автомобилей, что на 2% больше, чем в 2019 году, причём основную долю поставок составила модель Bentayga. В 2022 году на долю Bentayga пришлось 42% продаж Bentley, что позволило компании продать более 15 тыс. автомобилей за год впервые с момента её основания в 1919 году.

© Land Rover

Land Rover Discovery

Самым известным автомобилем Land Rover, пожалуй, можно назвать Defender. Но своим успехом Land Rover обязан не только «Дефу», но и Discovery, который стал первым автомобилем компании для широкой публики. Он был создан на базе Range Rover, причём в обоих автомобилях использовались одинаковые шасси, система полного привода и подвеска.

Во многом Discovery стал предшественником современного кроссовера. Он рекламировался как семейный автомобиль, способный иногда выезжать на бездорожье. Он обладал внедорожными возможностями Range Rover, но при этом был дешевле и просторнее дорогостоящего собрата. Discovery стал хитом продаж и обеспечил Land Rover финансами для продолжения производства автомобилей.

© Volvo

Volvo XC90

На момент появления первого XC90 в начале 2000-х годов компания Volvo находилась в собственности Ford. И только спустя восемь лет, XC90 стал символом успеха шведского автопроизводителя. После финансового кризиса 2008 года Ford продал Volvo компании Geely, которая, в отличие от Ford, позволила специалистам Volvo разработать XC90 с нуля. Volvo работала над вторым поколением модели в течение пяти лет.

Шведский производитель выпустил XC90 в 2015 году. Средства, вложенные в разработку автомобиля, окупились — автомобильный мир высоко оценил дизайн, силовой агрегат, стоимость и безопасность модели. Покупатели ринулись массово приобретать этот автомобиль. XC90 подчеркнул репутацию Volvo и стал гарантией её выживания.

© Jeep

Jeep Cherokee XJ

В конце 1960-х годов компания Jeep испытывала трудности под руководством Kaiser Motors. Его флагманский автомобиль Wagoneer SJ был недостаточно мощным в версии с 4,2-литровым двигателем и слишком дорогим в версиях с 5,9- или 6,6-литровым V8. В 1970 г. корпорация American Motors (AMC) купила Jeep и, получив инвестиции от Renault, приступила к разработке замены модели SJ.

Модель Cherokee XJ оказала влияние на всю автомобильную промышленность. Это был лёгкий, мощный, экономичный и удобный для семьи внедорожник, который чувствовал себя как дома и на бездорожье, и на дорогах с твёрдым покрытием. Cherokee XJ завоевал симпатии автомобильных СМИ и общественности. XJ восстановил репутацию Jeep как бренда. Тогдашний председатель совета директоров Chrysler Ли Якокка приобрёл компанию AMC, в частности, благодаря грандиозному успеху Cherokee XJ.