Времена, когда жители нашей страны круглогодично использовали на своих автомобилях одни и те же шины, давно ушли в прошлое. Современные покрышки – узкоспециализированные изделия, позволяющие быстро и безопасно перемещаться либо летом, либо зимой. Поэтому крайне важно не только вовремя сменить «лето» на «зиму», но и правильно подобрать шины под свой автомобиль, стиль езды и регион, а заодно соблюсти ряд других важных нюансов. В этом вам могут помешать многочисленные мифы и предрассудки. О них и пойдёт речь в этой заметке. Миф 1: Без зимних шин можно обойтись Автомобильные шины эволюционируют параллельно со всеми другими элементами и узлами транспортных средств. Если ещё каких-то пару десятков лет назад сталь обладателем автомобиля, разменивающего 100 км/ч за 5–6 секунд, могли в буквальном смысле избранные, то сегодня приобрести намного более динамичное авто вроде электрокара Tesla, выполняющего то же упражнение за 2 секунды, может даже бабушка. Аналогичным образом развиваются и шины. В странах с холодным климатом вроде России представить себе зимнюю эксплуатацию автомобиля без специально предназначенных для этих условий шин уже невозможно, и в этом нет ничего плохого.Создавая специализированные, зимние шины, производители этих изделий преследуют очень важную цель – они хотят обеспечить вас таким же уровнем сцепления с дорожным полотном и таким же уровнем безопасности, что и летом. Летняя и зимняя шины очень разные: они отличаются буквально во всём – от состава резиновой смеси и рисунка протектора до материалов каркаса и количества его слоёв. Летняя резина не может заменить зимнюю ни при каких условиях. Это не означает, что ездить на ней зимой в принципе невозможно. Дело в другом: даже на абсолютно новых и самых крутых летних покрышках вы и близко не сможете приблизиться к уровню комфорта и безопасности средненьких зимних шин. Свои позиции «лето» начинает сдавать, когда температура воздуха падает до плюс пяти–семи градусов по Цельсию. Осадки и морозы превращают зимнюю эксплуатацию транспортного средства на летних шинах в сущий кошмар.Миф 2: Мастерам – можно В России до сих осталось немало адептов летней резины зимой. В основном это представители так называемой старой школы – водители советской закалки, – а также лица со сниженной социальной ответственностью. Желание продолжать ездить зимой на летних шинах обусловлено несколькими факторами. Пожилые водители апеллируют к стародавним временам, когда ни о каких специализированных зимних шинах ни один советский человек и слыхом не слыхивал – и, мол, ничего, ездили и не бились.Опыт и мастерство действительно играют не последнюю роль, но сравнивать старые шины с новыми абсолютно некорректно, как и прежние скорости с современными, как чистые заснеженные дороги и дороги, сдобренные реагентами. Ещё раз повторим: в зимних условиях современные летние покрышки не работают – совсем, никак. Многие из них давным-давно превратились в полуслики, встреча со снегом и льдом для них фатальна.Летние шины действительно могут неплохо работать и зимой, но только в случае, когда они оказываются на совершенно сухом асфальте при околонулевой или плюсовой температуре. Не стоит забывать: погода переменчива, а заигрывание с безопасностью чревато. Миф 3: Зимние шины – это дорого Приобретая автомобиль, современные автолюбители должны чётко понимать: машине нужен не один, а сразу два (а то и больше) комплекта резины. Кому-то покупка «зимы» может показаться не очень нужной и дорогостоящей процедурой, но в ней действительно есть смысл, и вот почему.Когда речь идёт о сезонных шинах, каждый из комплектов устанавливается на автомобиль лишь при определённых погодных условиях. Жизненный цикл «лета» и «зимы» растягивается на большее количество лет эксплуатации, вы ничего не теряете. Более того, современные шинные технологии не только повышают безопасность, но и позволяют экономить. К примеру, зимние покрышки на холоде изнашиваются заметно медленнее летних и позволяют сжигать меньшее количество топлива. Наконец, стоимость зимних и летних шин не слишком сильно разнится, а значит, реального смысла «экономить» на покупке «зимы» сегодня в принципе нет.Миф 4: Полный привод вывезет и на «лете» Практика показывает, что самыми первыми в «день жестянщика» по кюветам разлетаются именно полноприводные автомобили – далеко не только потому, что их владельцы пренебрегают сезонной сменой шин. Причина в особенностях этих автомобилей. В России принято считать, полный привод наделяет любой автомобиль недюжинными способностями: он, мол, до последнего цепляется за промёрзший асфальт и спасает своего обладателя на любой резине и в любых условиях. Звучит, конечно, красиво, но всё обстоит с точностью до наоборот.Именно тяжёлым автомобилям с высоким центром тяжести, к коим, по сути, относится всё разномастное племя внедорожников и кроссоверов, жизненно необходимы качественные зимние шины. Срыв таких автомобилей в скольжение происходит намного более непредсказуемо и резко, вырулить в критической ситуации на одном лишь скиле не всегда возможно. При торможении зимой ваша полноприводная трансмиссия и вовсе никакой дополнительной помощи не окажет; колёса должны быть «обуты» в зимнюю резину.Миф 5: На зиму нужно взять «лапти» пошире да размером побольше Профильные эксперты и профессиональные автогонщики в один голос заявляют, что лучшие зимние шины – узкие шины. Дело в удельном давлении на единицу площади: чем оно больше, тем эффективнее резина цепляется за нестабильное зимнее покрытие в виде снега и льда. И наоборот: чем шире шина и меньше вес на единицу площади, тем раньше начинает скользить автомобиль и тем хуже он управляется зимой. Правда, перебарщивать с заужением тоже не стоит: в поворотах на снегу узкая покрышка может оказаться неэффективной. Многие россияне под зиму стремятся оснастить свой автомобиль низкопрофильными шинами – мол, управляться машина будет лучше, езда станет более безопасной. В действительности на зиму лучше взять шины с высоким профилем. Они мягче отрабатывают все неровности асфальта и эффективнее преодолевают «языки» наледи. Повредить колёсные диски с «пухлыми» покрышками также заметно сложнее.