Несколько способов понять, почему возник «масложор». По личному опыту знаем, насколько неприятно вытащить почти сухой масляный щуп. В этот момент начинаешь теряться в догадках… «Палёнка» попалась? Быть может, надо проверить турбину? Или все-таки хана двигателю? На самом деле, смазка далеко не всегда исчезает через выхлопную трубу или обязательно является следствием задиров в цилиндрах. Причин для падения уровня масла довольно много, и не все они ведут к затратному ремонту. Иногда достаточно сменить производителя или вязкость. Несоответствующее масло Начнём с легкоустранимых причин. Одна из них — не вполне подходящее масло, при использовании которого наблюдается повышенный угар. Подобный пример есть в нашей личной практике: немолодой Volvo с исправной «турбопятёркой» (ровная компрессия во всех цилиндрах, турбонагнетатель в добром здравии, отсутствие течей через сальники) расходовал явно выше нормы и, как говорится, на ровном месте — при сравнительно спокойной манере езды.Удивляло то, что по своим параметрам масло соответствовало рекомендациям производителя. Переход на другое с увеличенной высокотемпературной вязкостью полностью решил проблему. В порядке эксперимента выбор пал на продукцию другого, более известного и хорошо зарекомендовавшего себя бренда. Впрочем, исключать вероятность снижение угара масла на продукции прежней марки, но с более высокой вязкостью, не станем. Маслосъёмные колпачки Ещё одна причина «поджирания» масла, имеющая сравнительно лёгкое решение, может скрываться в изношенных маслосъёмных колпачках, которые находятся на клапанах и препятствуют попаданию смазки в камеру сгорания. Со временем сальники «дубеют», то есть, теряют эластичность и начинают пропускать. В замене нет ничего страшного — колпачки по сути являются расходным материалом. Течь через сальники и прокладки Со временем масло может начать сочиться через уплотнения, например, покидать двигатель, найдя лазейки в переднем сальнике коленвала. Подобное может происходить по самым разным причинам. Например, при большом пробеге автомобиля, когда из-за вибраций коленвала происходит износ внутренней части сальника, длительном простое машины и, как следствие, пересохшей или «задубевшей» детали, либо её низком качестве или неправильной установке.Потекший сальник может вывести из строя ремень ГРМ и подлежит замене. Течь может задний сальник коленвала или распредвалов, а также сочиться из-под клапанной крышки или прокладки поддона двигателя. Следует помнить, что в месте течи гарантированно будет скапливаться пыль и грязь, делая её источник заметным, либо после стоянки вы увидите масляные капли или даже лужу на асфальте. Система вентиляции картерных газов Одна из частых причин не только «ужора» масла, но и всяких неприятных проблем, — загрязненная система вентиляции картерных газов. В поддоне двигателя находится гремучая смесь — пары несгоревшего топлива, газы, частицы воды и масляный туман. Всё это самым негативным образом влияет на кондицию смазочных материалов. Система вентиляции картерных газов, удаляющая избыток всякой дряни, не только продлевает срок службы масла, но также уменьшает давление в картере, которое может выдавливать масло, и снижает токсичность выхлопа. Если она перестаёт выполнять свои функции, то возрастающее давление в картере может выдавить масляный щуп с вполне предсказуемыми последствиями. Сюрпризы преподносит подклинивающий или забитый клапан, который регулирует давление подающихся во впуск газов и провоцирует масляный аппетит. Расход масла турбонагнатетелем Система наддува — вещь! Современные установки, как это нынче водится, делают характер агрегата эластичным — «полка» крутящего момента достигается в достаточно широком диапазоне оборотов, что удобно для езды. Но вместе с тем сложная конструкция работает в экстремальных температурных режимах, предъявляет свои требования к маслу, и сама по себе может потреблять его в силу конструктивных особенностей и при неисправностях. Подшипники смазываются маслом двигателя, а, значит, весьма болезненно относятся к падению его уровня. При снижении объема смазочного материала они начинают работать «на сухую» и наддув рискует выйти из строя.Существенный расход масла может наблюдаться при неисправностях «улитки», а, именно, при износе валов и втулок, которые подогнаны друг к другу очень плотно, дабы не пропускать смазочный материал. Но при увеличении зазора масло будет уходить через «холодную» компрессорную часть турбины на впуск. Причиной аппетита может быть повышенное разрежение на впуске, которое будет засасывать масло из турбины. Попадание масла в систему охлаждения Выше мы перечислили некоторые неприятные, хотя и не смертельные причины повышенного потребления смазочных материалов. Главное — не запускать. А теперь сценарии более серьезные и драматичные. Например, попадание масла в систему охлаждения. Пятна на поверхности антифриза в расширительном бачке должны не на шутку встревожить: охлаждающая жидкость и масло находятся в разных системах и смешивание означает нарушение герметичности, которое с высокой вероятностью может означать дальнейший выход двигателя из строя. Почему это произошло? Вероятно, из-за пробоя прокладки головки блока цилиндров, повреждения головки блока цилиндров, неисправности помпы системы охлаждения или, скажем, масляного радиатора. Износ поршневых колец Дым коромыслом из выпускной системы под нагрузкой частенько намекает на износ поршневых колец в двигателе, которые уже не могут снимать масло со стенок цилиндров, и оно прорывается в камеру сгорания.К другим симптомам относится снижение мощности, увеличение расхода топлива и почерневшие свечи зажигания. В данном случае — только ремонт. Задиры на стенках цилиндров На десерт коснемся темы, которая снится в самых страшных кошмарах не только адептам Porsche Cayenne и Mercedes-Benz S600 Biturbo, но и другим автомобилистам, например, владельцам Hyundai и Kia с наддувным бензиновым двигателем G4KD. Поверхность цилиндров с задирами-бороздками гарантированно означает высокий расход масла и «попадание» на крупный и затратный ремонт с гильзовкой или вовсе заменой блока цилиндров. Спусковым крючком для появления задиров выступает отсутствие масляной пленки на стенках цилиндров и трение метала по металлу. Другой вопрос, почему это происходит. Причины могут быть разные, например, масляное голодание, сниженное давление масла, «спортивный» стиль езды, некачественное или несоответствующее по своим характеристикам масло, либо утратившее свои свойства.