Практические советы, чтобы научиться ездить на автомобиле быстро. Есть у АвтоВАЗа добрая традиция — каждый год собирать самых известных гонщиков страны, вывозить их на заводской полигон в селе Сосновка близ Тольятти и устраивать соревнования за титул чемпиона среди чемпионов. Позади уже 26 таких гонок, а с недавних пор причаститься к уникальному действу дают еще и журналистам с блогерами — в рамках отдельного уикенда. Подобного, без преувеличения, не встретить не только в России, но и в мире! Пишуще-снимающую братию пускают за руль именно тех машин, на которых гоняются настоящие пилоты — и не просто посидеть на их месте, но и промчать во всю силу по сложнейшей трехмерной снежно-ледовой трассе. В этом году журналисты покоряли повороты сосновской трассы на автомобилях двух цветов, привычного желтого и контрастного черного, который стал фирменным для нового партнера гонок в Сосновке госкорпорации Ростех. Причем если в первые разы журналистам хотя бы давали шины на так называемом тренировочном шипе длиной 1,5 миллиметра, то с прошлого года даже здесь все в точности, как у чемпионов — узенькие раллийные покрышки НИИШП, покрытые сотнями «боевых» 4,5-миллиметровых когтей. Нигде, кроме профессионального спорта, вы такие не встретите!Дополнительного перца добавляет сам формат — это не тест-драйв, а настоящая гонка с тренировкой, квалификацией и парными заездами по параллельным дорожкам, которые пересекаются в одной точке. Внешняя ныряет в тоннель и превращается во внутреннюю — а соседняя, в свою очередь, проходит поверху и становится внешней. Несмотря на то, что очная борьба здесь невозможна — соперники всегда находятся на разных дорожках — адреналин зашкаливает, страсти кипят, а победителя подчас определяют буквально тысячные доли секунды.Впрочем, это эмоции для самих участников и им сочувствующих. Вам же, вероятно, нет особого дела до того, как Василий Шрусов из газеты «Люби авто» обогнал Антона Дросселенко, представляющего издание «Рычаги машин». Но даже в столь специфических, оторванных от реальной жизни соревнованиях автор этих строк сделал несколько важных наблюдений, которые могут пригодиться каждому.Дело в том, что последние пару лет я совмещаю журналистику с работой инструктора по дрифту, контраварийному и спортивному вождению. Десятки раз в месяц вижу людей, которые впервые пробуют поехать боком по скользкому покрытию или садятся за руль мощного спорткара на Moscow Raceway. Все они, несомненно, умеют ездить на автомобиле — и постоянно делают это в обычной жизни. Некоторые — не один десяток лет. Но каждый из них попадает в совершенно новый мир с особыми законами, где предыдущий опыт почти ничего не значит, и всему нужно учиться заново.В Сосновке я оказываюсь одним из этих ребят — ведь принципы управления гоночной 170-сильной Lada Vesta в корне отличаются от того, к чему привык сам и чему учу клиентов. Газ, конечно, по-прежнему справа, а переключение передач кулачковой пятиступенчатой «механики» почти такое же, как на гражданской машине — разве что с рычагом надо работать быстрее и жёстче. Но сочетание переднего привода, мощного самоблокирующегося дифференциала и невообразимо цепких шин переворачивает прохождение поворотов с ног на голову.Наоборот, нужно еще добавить тяги — и заставить себя выкрутить руль до упора внутрь. То есть совершить самую популярную и грубую ошибку обычного водителя на скользкой дороге — ведь нормальная машина в результате гарантированно окажется в наружном кювете.Всё это похоже на популярный курортный аттракцион — велосипед с редуктором в передней вилке, который выворачивает управление наизнанку: чтобы поехать налево, руль надо повернуть направо. Легче всего к Сосновке адаптируются ребята с раллийным опытом, особенно на переднем приводе — там алгоритмы почти такие же. Хуже приходится тем, кто в подобных условиях вообще не ездил, а больше всего страдают персонажи вроде меня, на постоянной основе привыкшие делать все наоборот. Отмазки, конечно — но сложности дрифтеров Аркадия Цареградцева и Дамира Идиятулина на основной «Гонке чемпионов» эти наблюдения подтверждают.Со штурманских мест журналистам помогали заводские пилоты команды Lada Sport Rosneft — Кирилл Ладыгин, Владимир Шешенин, Михаил Митяев, Леонид Панфилов, Андрей Петухов и Иван Чубаров. Побед и титулов в различных чемпионатах у этих ребят столько, что перечислять их просто бессмысленно, а главное — есть богатейший опыт выступлений в Сосновке.Инструктор не только знает трассу и машину — он может точно предсказать, что произойдет в следующую секунду, и дать команду наперед. Хочется отпустить газ перед слепым трамплином, за которым ждет крутой поворот? Не бросай, верь штурману! Кажется, что все под контролем, и запаса по скорости и сцеплению еще достаточно? Слушай голос в шлеме, который говорит: «Медленнее, аккуратнее, притормози». Потому что говорит он это неспроста. Не выучив назубок повадки автомобиля и конфигурацию трека, полагаться на собственные рефлексы попросту глупо.Единственный возможный исход такого подхода — наделать ошибок, растерять скорость, а то и причалить в сугроб, задав совсем не обязательную работу отважным механикам Lada Sport. И только если впускаешь инструктора к себе в голову, без остатка отдаешь ему управление собственными руками и ногами, даже без опыта можно проехать достойно.Есть только одна задача — сфокусироваться на четких, своевременных и правильных движениях без лишней суеты. Все эмоции, весь адреналин — после заезда, а между зеленым сигналом светофора и клетчатым флагом есть место только бесстрастной работе.Наконец, третий важнейший секрет — убрать амбиции. Нужно постараться забыть о соперниках и секундомере, не пытаться сходу поехать быстро и что-то доказать себе, окружающим и терпеливому парню в правом кресле. По собственному опыту могу сказать, что новички, которые сразу хотят дрифтить, как Цареградцев, или ехать по треку, как Ладыгин, сталкиваются с жесткой реальностью: у них все получается медленно, неправильно и опасно.Каждому, кто хочет освоить что-то новое, стоит держать эти советы в голове и четко настраиваться перед занятием: будь скромнее, держи эмоции под контролем и дай учителю тебя научить. Конечно, если вождение для вас не выходит за рамки обыденных поездок, эти советы вряд ли пригодятся. Но управление автомобилем — именно управление, а не езда — штука слишком интересная и увлекательная, чтобы хоть раз не попробовать какую-нибудь из множества дисциплин.