Свечи зажигания – вроде бы простая штука, чего в ней мудрого. Снаружи стальной корпус, внутри керамическая изоляция и внутренний стальной штырь, он же электрод. Подводим высокое напряжение – в цилиндре проскакивает искра. Свечам зажигания уже более ста лет, и их принципиальная конструкция почти не изменилась. Но сильно изменились условия работы, и в современном высокофорсированном моторе роль хорошо работающей свечи порой даже больше, чем у подающей бензин форсунки. Признаки неисправной свечи Сегодня принято менять свечи, не дожидаясь их отказа, — так сказать, превентивно. Цена сбоев зажигания в каком-нибудь турбомоторе может оказаться слишком велика. Но всё же случается, что и новая, только установленная свеча вдруг отказывается работать. Это, прежде всего, проявляется в снижении мощности мотора и лёгком троении. Не так, когда один из цилиндров совсем не работает, а в небольшом «раздрае» дружного хора. Как правило, это сопровождается вибрацией, причём она тем заметнее, чем большую нагрузку вы от мотора берёте. На холостых неисправная свеча может работать нормально, но при нажатии на газ на непрогретом моторе появляется дрожание. Часто виной тому не сама свеча, а катушка зажигания. Но в любом случае такое поведение – признак сбоя высокого напряжения и разряда в цилиндре. Этот симптом заметнее проявляется на моторах с небольшим количеством цилиндров. Восьмицилиндровые «семерят» почти незаметно, а у обычной «четвёрки» такая вибрация очень явна.Бывает, что мотор после запуска сразу работает неровно, а с прогревом «успокаивается». Это тоже зачастую признак неисправной свечки или её замасливания из-за износа мотора. В этом случае недалеко до ремонта двигателя, но замена такой свечи может помочь доехать до автосервиса. Индикатором того, что свеча «погибла» именно от попавшего в цилиндр масла, служит то, что мотор начинает заметно больше дымить. Cвежая свечка заставляет сгорать масло в цилиндре, пока не закоптится. Но это ненадолго, и очень скоро нагар снова повлечёт сбои искры и троение. Любой автомеханик знает простой и очень наглядный способ определения нормальной работы свечи по цвету нагара на нижней части электродов. Конечно, для этого свечу надо вывинтить, но это стоит того, потому что её цвет – лучший показатель. Нагар должен быть тонким, светло-серым или бежевым. Если он приобрёл красный оттенок – не страшно, это означает, что в бензине много присадок. А вот если нагар потемнел до коричневого или того хуже – до чёрного, то что-то с мотором не так. Возможно, виновата вовсе и не свеча, а система питания. Но именно свеча вам об этом расскажет.Какие свечи выбрать Прежде всего те, индекс которых соответствует рекомендованному заводом. Дело в том, что сегодня даже у похожих моторов может довольно сильно различаться степень сжатия, нагрузка на поршневую группу и температура сгорания топлива. Поэтому, прежде всего, стоит достоверно узнать, что именно рекомендует завод для вашего типа двигателя. Особого внимания уделять свечам со всевозможными платиновыми напылениями и раздвоенными электродами не стоит. Обычная исправная свеча, которая была правильно подобрана по калильному числу, способна отработать в хорошем моторе не менее 20 тыс. км, а то и все 50 тыс. Слишком частая замена свечей говорит о том, что процесс сгорания постоянно проходит на границе нормы – из-за плохого бензина или по каким-то иным причинам, например, из-за слишком долгой работы на переобеднённой смеси. Дело в том, что у большинства современных моторов есть контроль процесса сгорания топлива по энергии искры в свече. При небольших неполадках система питания и зажигания способна сама компенсировать ненормальный процесс, но лишь в каких-то рамках. Как только условия работы выйдут за рамки, свеча моментально перестанет работать, и мотор затроит. Вот почему у многих автомобилей прописана превентивная замена свечей через 10 тыс. км пробега, независимо от их состояния. Даже слегка захондрившая свеча в таком моторе способна привести к перегреву цилиндра, пробою катушки зажигания или даже повреждению двигателя.Напоследок вспомним про совсем другие свечи – калильные, которые применяют в дизельных двигателях для их уверенного пуска в непрогретом состоянии. Это совсем другие устройства, по сути – электрические нагревательные элементы, и со свечами зажигания их роднит разве только что название, да похожее расположение. Их неисправность выявить значительно проще – если свеча перестала проводить ток, значит, она сгорела и её пора заменить.