За два месяца банки выдали 39 тысяч льготных автокредитов
Российские банки выдали 39 тысяч кредитов и получили заявки почти от ста тысяч человек за два месяца с момента возобновления государственной программы льготного автокредитования. Как пишет газета "Коммерсант", 96 процентов всех кредитов приходится на восемь из 104 банков, участвующих в программе.
По данным Минпромторга, в настоящее время лидерами по выдаче кредитов являются Сбербанк (14,45 тысячи), Русфинанс банк (6,8 тысячи) и ВТБ24 (4,88 тысячи). Кроме того, в список "активных" участников программы вошли Росбанк, Юникредит банк, Россельхозбанк, "Уралсиб" и Газпромбанк. В среднем, процентные ставки в них составляют 13,5-16 процентов годовых.
Несмотря на то, что с 2010 года государством были сняты ограничения по участию в программе, оставшиеся 96 банка проявляют небольшую активность. Некоторые крупные банки до сих пор не выдают льготные автокредиты, поскольку у них недостаточно хорошо налажены отношения с дилерами и небольшой опыт в автомобильной сфере. Кроме того, по мнению экспертов, небольшие игроки рынка приняли участие в программе ради имиджевой составляющей и номинально выдача льготных кредитов в них отсутствует.
При этом, госпрограмма позволила ее активным участникам значительно увеличить объем выдачи автокредитов. По информации "Коммерсанта", на долю льготных автокредитов в "Уралсибе" приходится 40 процентов, в Юникредит банке - 35 процентов, в Русфинансбанке - около 30 процентов, в Росбанке - 20-25 процентов. Эти показатели могли быть выше, однако их рост затормаживается дефицитом автомобилей у автодилеров - как отечественных, так и импортных. Некоторые аналитики считают, что проблема с нехваткой автомобилей может разрешиться в ближайшие два месяца.
Государственная программа субсидирования процентной ставки по автокредитам стартовала в апреле 2009 года. Она предполагала возмещение двух третей ставки рефинансирования ЦБ (в настоящее время это восемь процентов) банкам. Изначально кредит выдавался только на покупку автомобиля российского производства стоимостью до 350 тысяч рублей и предполагал внесение первоначального взноса в размере не менее 30 процентов от цены автомобиля. Позже планка стоимости была поднята до 600 тысяч рублей, а первоначальный взнос снижен до 15 процентов. Кроме того, программа предполагала ограничение для банков-участников по размеру капитала. Всего в 2009 году планировалось выдать 150 тысяч займов, однако за девять месяцев действия программы банки выдали всего 71 тысячу 486 кредитов.
В феврале 2010 года правительство России приняло решение о продлении госпрограммы на 2010-2012 год, сняв ограничение для банков.