Ввоз автомобилей из Китая сократился в 2 раза
Очень дорого, но всё равно покупаютЗа несколько недель до вступления в силу ужесточений продавцы пытались ввезти в Россию как можно больше машин из ЕАЭС. Цены на «параллельные» машины выросли мгновенно. Вся существовавшая ранее экономия при покупке таких машин нивелировалась. Из-за этого официальные дилеры и частные продавцы стали массово отказываться от параллельного импорта — число таких предложений сократилось вдвое, говорят эксперты.
По информации аналитика Института комплексных стратегических исследований Дмитрия Плеханова, в начале года доля параллельного импорта в продажах легковых автомобилей в России составляла 10-15%. Любые ограничения импорта толкают автомобильные цены вверх, — считает специалист.
Цены растут, но это не окажет существенного влияния на показатели продаж, говорит Плеханов. Поставки по параллельному импорту через Центральную Азию снизились примерно в два раза, но прямые поставки из Китая выросли на 30% — и именно на них приходится основной объём импорта легковых автомобилей.
Скорее всего, более заметным будет влияние на отдельные сегменты. По параллельному импорту шёл активный ввоз китайских электромобилей. В апреле поставки этой категории из Китая сократились в четыре раза. Электромобили из КНР теперь могут импортировать только физлица и только напрямую в Россию, объясняет заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Алексей Стариков. При этом европейские машины импортируются, как и прежде, но там появляются дополнительные ограничения при экспорте из Европы, что усложняет процесс доставки.
Повышение барьеров на пути импортных автомобилей призвано стимулировать расширение внутреннего производства. Недавно президент «АвтоВАЗа» предложил ещё увеличить утильсбор — с 300 тыс. до 550 тыс. рублей уже в этом году и почти до миллиона в 2029-м. Таким способом он хотел бы защитить российский рынок от китайских конкурентов.
Правительство будет и дальше принимать заградительные меры, чтобы стимулировать автоконцерны локализовать свои производства в стране, считают эксперты.