Вникаем в причины забастовки на российском заводе «Форда»
С 1 июня рабочие завода Ford во Всеволожске объявляют «итальянскую» забастовку. Профсоюз предприятия требует сокращения рабочей недели, установления компенсаций за работу во вредных условиях труда, компенсаций в зависимости от класса условий труда работникам, занятым на тяжелых и опасных работах. Если руководство завода не сядет за стол переговоров, рабочие готовы остановить конвейер.
Рабочие завода Ford, расположенного во Всеволожске Ленинградской области, планируют начать с 1 июня бессрочную забастовку, чтобы добиться от администрации предприятия выполнения своих требований. Об этом сообщили в профсоюзной организации завода, уточнив, что за проведение забастовки проголосовали 60% сотрудников предприятия.
«Профком принял решение о проведении забастовки в соответствии со статьей 410 Трудового кодекса РФ. Путем сбора подписей решение было признано утвержденным, поскольку в его поддержку проголосовали больше половины работников предприятия», — заявил представитель профсоюзной организации.
Официальный представитель компании не комментирует сложившуюся ситуацию.
На проведение забастовки профсоюз решился после того, как поступившие в ходе последних переговоров предложения от руководства завода были признаны рабочими неприемлемыми.
В марте 2012 на заводе возник коллективный трудовой спор, однако стороны так и не смогли прийти к соглашению.
В частности, профсоюз Ford требует сокращения рабочей недели с 60 до 35 часов в неделю, установления компенсаций за работу во вредных условиях труда, установления защитных мероприятий при возникновении «экстремальных» температурных условий и облегчения получения квалификационных уровней (грейдов). Также сотрудники компании выдвинули требование установить компенсации в зависимости от класса условий труда работникам, занятым на тяжелых и опасных работах.
Руководство завода согласилось только с одним требованием — указывать в трудовых договорах информацию о компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях с указанием характеристик и условий труда на рабочем месте.
Недовольные рабочие хотят провести так называемую итальянскую забастовку. Они выходят на работу вместе со всеми, однако отказываются трудиться сверхурочно, в выходные и праздничные дни. За счет этого снижается темп работы.
Между тем, если руководство завода не предпримет никаких мер по урегулированию конфликта, рабочие готовы остановить конвейер.
Добиваясь улучшения условий оплаты труда и социальных гарантий в течение многих лет, рабочие завода во Всеволожске провели три крупные забастовки (в 2005, 2007 и 2010 годах). Итогом последней «итальянской» забастовки 2010 года (когда рабочие работают строго 40-часовую рабочую неделю без смен в выходные и праздничные дни) стало повышение зарплаты на 11,8% и соцпакет, включавший в себя медицинскую страховку, компенсацию питания, транспортировку на работу и обратно, беспроцентные ссуды и скидки на приобретение автомобилей.
Между тем улучшить условия труда потребовали и на заводе GM в Шушарах. Рабочие сварочного цеха написали коллективное письмо к руководству предприятия, в котором указали, что в цехе нет эффективно работающей системы вентиляции, а условия труда в цехе сварки угрожают здоровью. Кроме того, сварщики потребовали повысить оплату ночных смен на 40% за каждый час работы. Если требования не будут выполнены, рабочие готовы провести забастовку.