В 2023 году россияне оформили автокредиты на сумму 1,6 трлн рублей
За год рынок автокредитования вырос более чем в два разаРаньше ушедшие европейские и японские автопроизводители открывали в России дочерние банки, которые кредитовали «свои» автомобили: БМВ-банк, Тойота-банк и прочие. Сейчас большинство из них продолжают работать в России, но не выдают новые кредиты, а занимаются обслуживанием своих текущих клиентов. Большую долю автомобильного рынка занимают китайские бренды, которые заключают соглашения с российскими финансовыми организациями. Так, Omoda работает с Совкомбанком, ВТБ и «Росбанк Авто».
Несмотря на обилие китайских брендов в России и стабильный рост продаж, автомобильный рынок пока ещё не насыщен, поэтому продажи будут расти. А причиной замедления кредитования может стать резкий рост ключевой ставки. Если в первой половине 2023 года она составляла 7,5%, в июле была повышена до 8,5%, то к середине декабря достигла уже 16%. Этот фактор сказывается и на ставках по кредитам. По данным Frank RG, в первом полугодии разброс ставок составлял от 12 до 16% для новых автомобилей, а к ноябрю уже составил 16,5−20%. На вторичном рынке этот показатель ещё выше. В первой половине года кредиты на подержанные машины выдавались со ставкой от 15 до 18%, а в ноябре они выросли до 18−21%.
Обычно это приводит не к отказу от покупки автомобиля, а к выбору более доступной модели или комплектации. «Поэтому, несмотря на намерение Банка России продолжить жёсткую политику и в 2024 году, динамика выдачи автокредитов будет положительной», — пишет «Коммерсант».