Опубликовано 09 ноября 2022, 15:02
3 мин.

Треть россиян решают конфликты за рулём при помощи агрессии

Не все готовы мирно разъехаться после стрессовых ситуаций на дорогах
Половина водителей на российских дорогах на собственном опыте испытали, что такое агрессивное вождение и физические угрозы, а 70% хотя бы раз сталкивалась с той или иной формой агрессии. К такому выводу пришли специалисты каршеринг-сервиса Ситидрайв после проведённого исследования о том, насколько распространена агрессия среди водителей. Оказалось, что две трети водителей решают конфликты на дорогах мирным путём, а остальные готовы даже ввязаться в драку, чтобы доказать свою правоту или наказать виновника.
Pexels

Выяснилось, что почти половина (46%) оказывались в ситуации преследования на дороге, а 43% водителей даже выходили из своих автомобилей ради словесной перепалки. 41% респондентов признались, что другие водители демонстрировали им неприличные жесты. Треть опрошенных водителей встречалась с физическим воздействием на автомобиль: проколотые шины, поцарапанная краска и тому подобное.

Больше половины (63%) конфликтных ситуаций на дорогах решаются водителями в мирным путём или игнорированием агрессивных водителей. А 37% опрошенных активно демонстрируют своё недовольство. Враждебность на дорогах вызывает у респондентов разный спектр чувств: 32% испытывают сильное раздражение, 28% — возмущение и злость. Одна пятая от опрошенных ощущают обиду, неловкость и даже страх. А каждый десятый заявил о желании ответить обидчику тем же.

Половина респондентов считают, что причиной хамского поведения на дорогах является повышенный уровень агрессии у отдельных водителей. 20% верят, что это лишь ответная реакция на другие стрессовые ситуации на дорогах. Треть опрошенных считает допустимым такое поведение: по мнению 21% респондентов, некоторые водители сами провоцируют на агрессию неумелым стилем вождения, а 11% заявили, что водители таким образом «учат» других участников движения, как вести себя за рулём.

Психолог Мирослав Ясин, специалист психологической платформы Alter, рассказал, как следует реагировать на агрессивное поведение других участников дорожного движения. Он предлагает заранее быть готовыми к хамству на дорогах — это помогает сохранить самообладание в конфликтных ситуациях. Для этого необходимо быть внимательнее, чтобы заранее издалека замечать зачинщика по стилю вождения, и продумывать свои действия на случай, если он спровоцирует аварию. Быстрее успокоиться после хамства поможет рационализация и внутренний диалог с самим собой о том, что конфликт уже позади и ничего страшного не произошло. «Также полезно глубокое дыхание и переключение внимания: припаркуйтесь и посмотрите на окружающий вас пейзаж или посидите минуту с закрытыми глазами», — советует психолог.

Термин «опасное вождение» появился ещё в 2016 году, после этого неоднократно предлагалось штрафовать водителей за агрессивное вождение. Соответствующий законопроект предлагал ввести поправки в КоАП России. А именно — дополнить его статьей 12.18.1 — «Умышленное опасное (агрессивное) вождение, повлекшее угрозу возникновения аварийной ситуации или угрозу безопасности другим участникам дорожного движения». Штраф за это должен был составлять 5 тыс. рублей, за повторное нарушение автомобилиста планировалось штрафовать на сумму от 5 до 10 тыс. рублей, либо лишать водительских прав на срок до 1 года. Предполагалось, что в качестве доказательства обязательно должны использоваться видеозаписи, сделанные дорожными камерами. Однако весной Правительство РФ всё же не поддержало законопроект, который предполагает установление санкций для водителей за так называемое опасное вождение. В отрицательном отзыве сказано, что фиксация нарушения при помощи дорожных камер противоречит статье КоАП, которая устанавливает равенство между всеми собранными доказательствами.

Автомобильные новости