Опубликовано 24 ноября 2016, 12:35

Страховщики со скепсисом заглянули в «черный ящик»

Грядущее оборудование всех автомобилей на российских дорогах «черными ящиками» вряд ли будет интересно страховым компаниям. Почему, рассказал эксперт страхового рынка.

Грядущее оборудование всех автомобилей на российских дорогах «черными ящиками» — устройствами, фиксирующими координаты и основные параметры работы систем машины — вряд ли будет интересно страховым компаниям. Такое мнение в интервью quto.su высказал эксперт страхового рынка.

По мнению страховщиков, мошенничество по полисам КАСКО в среднем по стране не превышает нескольких процентов. Причем на дела по ДТП приходится еще меньшая доля. Остальное — это спорные случаи с повреждением элементов кузова или салона. Доказать злой умысел по таким делам, как уверяет эксперт, будет невозможно даже при наличии в автомобиле «черного ящика».

Вместе с тем, признает представитель страховой компании, при выплатах по полисам ОСАГО информация с регистратора может быть полезной. Например, при подозрениях на инсценировку ДТП телематика поможет определить, был ли, собственно, удар. Однако здесь все упирается в необходимость изменения законодательства, где будет прописана необходимость предоставления данных с записывающих устройств. Сегодня, напоминает эксперт, страховые компании не имеют права требовать с участников аварии какие-либо документы помимо справок из ГИБДД, либо заполненного «европротокола». Исключение составляют лишь случаи с большой суммой выплат в 400 тыс. рублей — в такой ситуации обстоятельства ДТП должны быть подтверждены техническими средствами, фиксирующими координаты. Другими словами, уже сегодня при подозрениях на серьезное мошенничество страховые компании могут достаточно эффективно себя обезопасить.

Между тем, российские власти, по мнению опрошенных экспертов, с помощью «черных ящиков» в автомобиле могут убить сразу нескольких зайцев. И помощь страховым компаниям здесь может быть далеко не главным мотиватором. К примеру, нововведение вполне может способствовать кардинальному сокращению штата ГИБДД. По сути, при тотальном автоматическом контроле действий водителя изнутри самого автомобиля инспекторы на дороге будут не нужны! Так что, возможно, одна из причин появления «черных ящиков» — серьезная оптимизация штата МВД.

Следующим предполагаемым шагом со стороны государства может быть создание аналога системы «Платон», взимающей плату со всех автовладельцев «за причинение вреда» автомобильным дорогам.

В то же время, открыто декларируемая цель — тотальный контроль соблюдения ПДД и автоматизированное выписывание штрафов — экспертам видится реализуемой с огромными нарушениями. С учетом того, что на наших дорогах знаки, разметка и их соответствие схемам организации движения оставляют желать много лучшего, это будет Клондайк для федерального бюджета! Хотя и остановит бытовую коррупцию на дорогах.

Также очевидно, что если «черные ящики» будут, по сути, телеметрическим комплексом, собирающим информацию о работе систем и о координатах машины, но без возможности видеорегистрации — соблюдение большого количества пунктов ПДД контролировать не удастся. Например, проезд на красный свет светофора.

Что же касается неприкосновенности частной жизни, якобы, нарушаемой установкой в каждый автомобиль «черного ящика», юристы не видит проблем для обхода подобного конституционного запрета. Главным аргументом в таком случае будет отсутствие функции съемки салона автомобиля или записи звука. Кроме того, власти всегда могут продекларировать защиту прав граждан (в частности, права на безопасное передвижение по дорогам) как высшую обязанность государства.

Правозащитники опасаются также, что после ДТП в момент передачи информации из «черного ящика» будет нарушаться 51 статья Конституции, подтверждающая, что гражданин имеет право не свидетельствовать против себя и своих близких. Поскольку сам регистратор и хранящаяся на нем информация являются его собственностью. Здесь юристы также не усматривают больших проблем, напоминая, что аналогичным образом работают СОРМ (системы оперативно-розыскных мероприятий), подключенные к сотовым операторам. Дело в том, что само право не свидетельствовать возникает лишь в случае, если у человека есть определенный процессуальный статус, например, свидетеля или потерпевшего.

Пока не совсем понятно, обязательным или добровольным для владельцев ТС будет оснащение машин «черными ящиками». Возможно, автовладельцев станут стимулировать именно предоставлением скидки при заключении договора ОСАГО.

Эксперты на рынке телематических устройств оценивают стоимость «черного ящика» примерно в 5 тыс. рублей. Причем на базе «ящиков» могут развиваться дополнительные сервисы. Например, дистанционное закрытие дверей, дистанционный запуск, противоугонная функция.

Недавно стало известно, что российский Минпромторг уже выделил субсидию на разработку «черных ящиков» для колесных транспортных средств — 7,5 млн на 2016 год достались Научно-исследовательскому институту вычислительных комплексов им. М.А. Карцева (НИИВК).

Заставят ли автолюбителей платить за неправильные шины.

Автомобильные новости