Валерий Сёмушкин – дизайнер классической «Нивы» ВАЗ-2121. В недавнем интервью проекту «На заводе» создатель легендарного внедорожника признался, что ему было категорически запрещено выносить эскизы за пределы завода, поэтому 38 лет все наброски Сёмушкину пришлось хранить непосредственно на рабочем месте. Потом, уйдя на пенсию, автор «Нивы» сумел получить то, что сохранилось и то, что оказалось не нужно самому АвтоВАЗу. Как вспоминает ветеран российского автогиганта, поначалу дизайнеры проектировали открытый вариант кузова, притом постепенно Сёмушкин выдавал на него чертежи, чтобы мастера могли сделать масштабный макет. Но параллельно маэстро рисовал закрытый кузов. Габаритный огонь и указатель поворотов предполагались сначала взять от седана ВАЗ-2103, но руководство завода было против такого решения (видимо, фонарь выходил достаточно дорогим). «На совещании ко мне подошел один руководитель и предложил не мучаться, а поставить «третьи» фонари. Я сказал, что уже согласен, да мне не дают, требуют круглые огни. Видимо, этот разговор был передан дальше. И мне разрешили поставить габаритные огни ВАЗ-2103», – вспоминает Валерий Павлович.А вот более брутальное оформление кузова (на заглавной иллюстрации) руководство предприятия категорически отвергло, так как художники предложили использовать разные сменные модули из пластика. В те времена завод просто не был готов массово выпускать пластиковые элементы кузова. И вдобавок стилистов попросили избегать угловатых форм, чтобы обойтись без стилевых намеков на военное применение автомобиля. «Прорабатывался вариант «Нивы» и с пластмассовыми бамперами. Люк также был предложен и даже были изготовлены образцы. В те годы уже закладывалась «восьмерка», и для нее решились на пластиковый бампер. Но на период создания «Нивы» не было производства таких больших пластиковых деталей», – уточняет Сёмушкин. А ещё существовал вариант, оборудованный фарами, аналогичными автомобилю ВАЗ-2108. Такая модификация была создана ещё до начала производства «Нивы», но не была принята. Как считает дизайнер, совершенно справедливо, так как терялись узнаваемость автомобиля и оригинальность решения.Между тем, концептуальные модели марки Lada, хранящиеся на закрытой площадке Паркового комплекса истории техники имени К. Г. Сахарова, оказались сильно повреждены. Например, выставочный экземпляр седана ВАЗ-2170, из которого затем выросла Lada Priora, лишился дверей и деталей салона. Притом формально территория запасника закрыта, и доступ для посторонних туда закрыт.