Штрафы для дилеров хотят ограничить ценой машин
Мера позволит защитить продавцов от колоссальных судебных издержекВ частности, по мнению депутата городского Заксобрания, нужно ограничить штрафы для дилеров стоимостью автомобиля. Поводом стали жалобы продавцов. Так, в 2023 и 2024 году размер судебных издержек резко вырос, и превышает непосредственно стоимость легковушек в 3,4 раза.
Абсолютный рекорд — штраф в размере 200 млн рублей за BMW X7, который был продан за 11,2 млн рублей. В первый же год кроссовер начал ломаться, а сроки гарантийного ремонта вышли. Покупатель обратился к дилеру с просьбой вернуть деньги за машину, но получил отказ. К слову, в этом случае закон предписывает возврат полной стоимости на текущий момент — то есть не 11,2 млн, а 21 млн рублей.
Дилер не выполнял это требование в течение 319 дней, за каждый из которых полагается штраф в размере 1% — общая сумма составила 66,7 млн рублей. Позднее покупатель предложил заменить неисправный автомобиль на новый, но дилер вновь вновь тянул в ответом в течение 274 дней — ещё на 57,3 млн рублей.
Помимо этого, за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований покупателя полагается штраф в размере 50%. Его рассчитывали из полной суммы задолженности и накладных расходов, в том числе госпошлины — около 62 млн рублей.
Политик отмечает, что случаи, когда дилер сознательно не выполняет свои обязательства перед покупателями и в итоге получает крупный штраф, не редкость. Тем не менее, он уверен, что размер суммы нужно ограничить и защитить продавцов от клиентов. В частности, установить «разумные ограничения» за взыскания, которые «ставят дилеров в уязвимое положение при заключении договоров с потребителями, а применение штрафных санкций существенно ухудшает их экономическое положение».
«Все чаще суды стали исполнять закон в полной мере. В случае определённых недостатков автомобиля и бездействия дилера человек имеет право на компенсацию. Мне кажется, что бизнес уже должен понимать, что есть закон со штрафными санкциями и какие могут быть последствия. Надо задать вопросы салонам, почему они нарушают права? Потому что у них сформировалось понимание, что в случае спора суд присудит копейки пострадавшей стороне? Меня радует тенденция изменения ситуации в этой части. Это хорошая профилактика для остальных участников рынка. В конце концов, в ситуации с нарушением прав потребителей есть досудебный порядок урегулирования спора. Даже если дело дошло до суда, можно выйти на мировое соглашение и выплатить компенсацию. Но, если дошло до решения, значит, дилер был уверен в безнаказанности. Да, решения жёсткие, но они направлены на то, чтобы стимулировать продавцов соблюдать закон, не доводя дело до суда», — не соглашается с доводами политика вице-председатель Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов. политика вице-председатель Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов.