Российский автопром пошёл по пути лицензирования
Расходы на покупку лицензий учтут в МинпромторгеО подготовке проекта постановления Минпромторгом сообщила газета «Известия». Согласно документу, российский автопром пойдёт по тому же пути, который уже прошли корейская и китайская автомобильная промышленность: он сможет выпускать чужие автомобили по лицензии. Предполагается, что расходы, понесённые на покупку лицензий, будут учитываться при оценке уровня локализации отдельно взятой модели. Согласно действующим правилам, каждый 1% от выручки автопроизводителя, потраченный на НИОКР, оценивается в 400 «локализационных» баллов. Для участия в госзакупках требуется набрать не менее 3 200 баллов.
Ранее предполагалось, что с 1 января 2023 года планка повысится до 4,5 тыс. баллов, а с 2025 года – до 5,5 тыс. Подготовленный Минпромторгом проект сохраняет прежнюю систему. Одновременно к этим очкам по НИОКР будет применяться повышающий коэффициент 1,3. Это позволит сохранить в 2023 году доступ отечественной продукции к закупкам для государственных и муниципальных нужд.
Есть пара важных моментов, на которые стоит обратить внимание. Очевидно, что покупать лицензии российский автопром сможет лишь у не самых прогрессивных с точки зрения автомобилестроения стран – к примеру, у Китая, Индии или Ирана. Ещё одной проблемой станет дефицит квалифицированных кадров в самой России. Схема уже была опробована в Советском Союзе, но этот опыт вряд ли можно назвать по-настоящему успешным. Лицензирование позволяет наладить выпуск преимущественно технически и морально устаревших машин, которые уже не интересны правообладателям. Яркие примеры лицензионных копий времён СССР – ГАЗ-А, копия американского Ford A, и ВАЗ-2101, копия итальянского Fiat-124.
Накануне, напомним, стало известно, что «АвтоВАЗу» потребовались новые сотрудники. Будет дополнительно набрано 5 000 человек.